Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг.
Оценка в данном исследовании рассматривается как деятельность, которой присущи все атрибутивные характеристики деятельности (субъект, цель, метод, средства, результат).
Основное предназначение оценки качества состоит в обеспечении:
- диагностики наличного уровня развития образовательного учреждения и зоны его ближайшего развития, соответствующей целям качественного и доступного профессионального образования;
- целостности образовательного учреждения, сохранении баланса между процессами функционирования и развития;
- стабильности процессов развития в учреждениях СПО за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации;
- открытости образовательного пространства учреждений СПО;
- усиления взаимодействия учреждений СПО с работодателями и представителями социума посредством создания социально-профессиональной среды;
- запуска инновационных процессов развития образовательных учреждений посредством актуализации проблемных точек и разрывов в деятельности;
- условий для достижения трех целей: развития потенциальных способностей к реализации экспертно-оценочной деятельности и постоянный рост самостоятельности (субъектности) участников оценочных процедур; повышение эффективности работы образовательного учреждения; повышение качества образования.
Сформулированы основные принципы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей:
- прогностичности, в соответствии с которым оценка качества ориентируется на зону ближайшего развития образовательного учреждения;
- коллегиальности и согласованности, согласно которому организуется диалог, выявление, учет и согласование интересов, критериев и норм деятельности всех привлеченных к оценке качества различных представителей граждан, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, обучающихся и их родителей, общественных организаций;
- адекватности, предусматривающий, что сформулированные с участием потребителей критерии оценки соответствуют исследуемым объектам;
- комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, обеспечивающий использование разнообразных групповых и индивидуальных форм оценки для максимального обеспечения охвата и включенности субъектов в оценочные процедуры;
- систематичности и цикличности, предполагающий осуществление оценочных процедур на различных этапах цикла образовательных услуг (от проектирования до реализации конкретного занятия – модуля - учебного курса - целостного процесса обучения) и по различным объектам (условия, результат, процесс);
- открытости и гласности, предусматривающий открытые каналы коммуникации получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации, пригодной для принятия управленческих решений по повышению качества образовательных услуг.
В соответствии с этими подходами и принципами строится структурно-функциональная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.
Данная модель имеет самостоятельную ценность как инструмент организационного управления при реализации стратегических планов развития образовательных учреждений или ситуативной реорганизации деятельности. Понимая качество образования как степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (обучающихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам, ключевое предназначение оценки качества заключается в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп потребителей.
Модель оценки качества образовательных услуг потребителями представлена через описание следующих элементов: функции, цели, содержание, методы и формы оценки качества образовательных услуг.
Функции оценки: диагностическая (получение информации для улучшения качества образовательных услуг), рефлексивная (анализ, критика и нормирование деятельности), прогностическая (опережающий характер оценки, позволяющий выявить направления развития), формирующая (развитие потенциальных способностей субъектов в процессе оценки, формирование новых типов взаимодействий), контролирующая (получение информации о сбоях и разрывов в образовательной деятельности), информационно-аналитическая (сбор и анализ информации).
Цель оценки качества образовательных услуг – получение информации о состоянии и направлениях повышения качества образовательных услуг для принятия управленческих решений, разработки планов и перспектив развития. В случае появления проблемных ситуаций (несовпадения с потребительскими требованиями) оценка призвана выявить причины появления проблем в ходе реализации образовательных услуг. Основной целью оценки является выявление ключевых точек, нуждающихся в улучшении, и прогноз путей улучшения. В зависимости от цели оценка может быть формирующей или итоговой, суммирующей.
Особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа
семенных отношений
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...
Анализ литературы по теме исследования
Проблема алгоритмизации обучения в настоящее время представляет широкий интерес для педагогической теории и практики. Научные исследования, связанные с ней, можно разделить на три группы. Первая группа характеризуется выявлением и формированием наиболее существенных навыков, умственных действий чел ...
Влияние занятий плаванием на центральную
нервную систему
Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2–2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленны ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.