Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х классов и во внеклассной работе школьных спортивных секций и секций общей физической подготовки. Уроки физкультуры в школе непосредственно организует и проводит штатный учитель-специалист (в старших классах - двое учителей). Он руководит деятельностью учеников на уроке, привлекая из числа их заранее подготовленных помощников (физкультурный актив класса). Контингент учащихся на уроке строго однороден по возрасту и подразделяется на группы в зависимости от уровня физической подготовленности, состояния здоровья и половых особенностей. Все это создает благоприятные условия для качественного решения учебно-воспитательных задач.
Школьный урок физкультуры строится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий в физическом воспитании.
В зависимости от преимущественной направленности различают уроки освоения нового учебного материала - учебные уроки, уроки совершенствования освоенного - тренировочные уроки (в узком смысле слова) и контрольные уроки.
По составу привлекаемых средств различают уроки с однородным материалом и комплексные уроки. В младших классах преобладают комплексные уроки, в старших - преимущественно с однородным материалом. На первых этапах школьного физического воспитания уроки больше направлены на освоение нового учебного материала, затем все больше преобладают уроки смешанного типа (с сочетанием углубленного разучивания двигательных действий, совершенствования усвоенных, развития физических качеств) и тренировочные уроки.
Рационально организованное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Их общая продолжительность в рамках школьного расписания - 45 мин. (в определенных случаях допускаются сдвоенные уроки).
Первая, подготовительная, часть урока используется главным образом для того, чтобы организовать учеников, психологически настроить их на сознательное, активное овладение учебным материалом и выполнение других задач в данном уроке; функционально подготовить организм занимающихся к последующим, более интенсивным и значительным нагрузкам в уроке. Вместе с тем для подготовительной части школьного урока физической культуры характерно, что она имеет не только сугубо вспомогательное значение, но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи (формирование и закрепление навыков в строевых и порядковых упражнениях, навыков сохранения правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др.).
Начиная урок в I и II классах, учитель сам подает первые организующие команды. С III класса в начале урока класс выстраивается под руководством физорга или дежурного, который затем рапортует учителю по установленной форме. Один из важнейших моментов действий учителя в подготовительной части - постановка задач на данный урок. При этом необходимо четко подчеркнуть выдвигаемых задач, пробудить у учеников стремление к активной деятельности. В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока перед каждым отдельным видом заданий). Сообщать задачи необходимо не только в доступной, но и в интересной форме, учитывая возраст школьников.
Для начальной организации класса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят к подготовительным упражнениям. В качестве таковых чаще всего используют ритмичную ходьбу и перестроения, разновидности ходьбы (ходьба окрестным шагом, в приседе и т. д.), кратковременные пробежки, танцевальные шаги, общеподготовительные гимнастические упражнения для основных мышечных групп и упражнения, «подводящие» к основным двигательным действиям в уроке.
Художественно-педагогический потенциал произведений народного
декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыт ...
Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью
Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу ...
Психолого-педагогические особенности формирования алгоритмических умений
тождественных преобразований
Это период ранней юности - период жизни и развития человека от 16 до 18 лет. Как правило, к концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время дальнейшего физического развития. Замет ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.