Образование » Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной школе-интернате » Система инноваций в организации воспитательной работы в специальной школе - интернат

Система инноваций в организации воспитательной работы в специальной школе - интернат

Страница 2

- доминирующие черты характера

Карта заполняется один раз в год, на второй – третьей недели сентября.

В Методических рекомендациях по работе с картой даны методики диагностики и инструкции по их применению и фиксации результатов в карте. Методики подобраны по принципу доступности возрасту и индивидуальным возможностям детей.

В конце обследования заполняется лист «Выводы по результатам диагностики и рекомендации для индивидуального подхода и обеспечения развития воспитанника» Отмечаются, какие изменения (как положительные, так и отрицательные) произошли в развитии ребёнка за текущий период (коротко) и определяются задачи коррекционно – развивающей работы с ребёнком.

По результатам первичной диагностики, проведённой на начало учебного года, цель которой - выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, была составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, которая проводилась совместно с психологом.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

- Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

- Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

- Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 4-6 человек.

Занятия включают:

- игры: подвижные, дидактические, психологические;

- этюды на выражение эмоций, психогимнастика;

- тематическое рисование;

- беседа;

- релаксация.

Результативность и продуктивность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.

Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с сотрудниками школы - интерната, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Для проведения более целенаправленной воспитательной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии, вслед за О.С. Газманом, разработали блочную программу воспитательной работы, состоящую из пяти блоков программы по воспитательной работы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

При этом учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаем следующие БЛОКИ воспитательной работы:

«Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг», «Я и моя семья», «Я и моя профессия».

Блоки

Цель

Задачи

«Я и моя Родина»

Создание условий для социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы – интернат через приобщение к историческому опыту своего народа.

- ознакомление учащихся с общественно- историческим опытом, жизнью своего народа

- формирование знаний в области экологии, трудовой деятельности, духовного и нравственного развития;

- привитие стремления к изучению жизни и традиций народов своего региона;

- развитие навыков социальной адаптации через краеведческую деятельность.

«Я среди людей»

Создание условий для межличностного общения и взаимодействия школьников в условиях ученического и трудового коллектива

- развитие коммуникативных навыков детей в процессе общения;

- развитие умения бесконфликтного поведения в процессе коллективной деятельности;

- формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении;

- формирование у детей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности;

«Я и моё здоровье»

Способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья

- формирование ценностей здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культуры;

- создание условий для формирования психически здорового физически развитого и социально – адаптированного человека;

- воспитание желания вести здоровый образ жизни путем использования различных форм и методов профилактической работы.

«Я и мои способности»

Создание условий для развития личности ребёнка, мотивации к творчеству, приобщение ребят к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения путём вовлечения в общешкольные мероприятия

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в школьном коллективе;

- развивать творческие, учебные, коммуникативные способности и прикладные умения воспитанников;

- формировать положительную мотивацию учения, поощрению стремления к знаниям и интереса к новым видам деятельности.

«Я и мой досуг»

Создание условий для организации и проведения досугового времени учащихся школы - интернат.

- научить детей организовывать свой досуг согласно интересам и потребностям;

- воспитание желания детей к активной, самостоятельной, - творческой коллективной деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности детей.

«Я и моя семья»

Создание условий моделирования семейных отношений

- формирование умения планировать бюджет семьи, расходования денег

- формирование ответственного отношения к членам своей семьи

- формирование готовности выполнять семейные роли

- распространение положительного опыта семьи

«Я и моя профессия»

Создание условий для профессиональной подготовки воспитанников

- формировать профессиональные умения и знания по специальностям «Швея», «Столяр»

- развитие потребности к профессиональной деятельности

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия совре­менной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мыш­ление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...

Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Понятие близорукость, виды и особенности проявления
Близорукость - нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается и к 9—12 годам глаз приобретает строго сферическую форму. Однако иногда г ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru