3. Реализовать методику формирования основ экологической культуры у старших дошкольников через режиссерскую игру и проверить эффективность ее применения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Мы считаем правомерным говорить об опытно-поисковой работе, поскольку организация проводимого исследования удовлетворяет представленным характеристикам названного вида работ. В нашем диссертационном исследовании опытно-поисковая работа будет являться средством активного вмешательства в образовательную практику дошкольного учреждения.
При проведении опытно-поисковой работы мы применяли основные и частные методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка, обобщение полученных результатов.
Учитывая общие требования к проведению опытно-поисковой работы, а также опираясь на теоретико-методологическую базу исследования (системный, культурологический и деятельностный подходы), обоснованно лежащую в организации процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, мы разработали программу опытно-поисковой работы, за основу которой была взята структура, предложенная А. Сиденко.
В решении задач мы опирались на теоретико-методологические основы нашего исследования: нормативно-правовые документы в области образования по вопросам экологического воспитания дошкольников, концепцию экологического воспитания, исследования в области экологического образования и игровой деятельности дошкольников.
Проведение опытно-поисковой работы предполагало следующую ее организацию:
1 .Разработка программы опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
2. Определение этапов опытно-поисковой работы.
3. Выделение и теоретическое обоснование критериев сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений №457, №473 города Челябинска в период с 2003-2005 гг., не нарушая хода учебно-воспитательного процесса.
Опытно-поисковая работа проводилась воспитателями, заместителями заведующих по учебно-воспитательной работе ДОУ при нашем участии. Руководство работой заключалось в подготовке педагогов к ее проведению посредством индивидуальных бесед, консультаций, проведении годичного семинара-практикума, выступлений на заседаниях педагогических советов и контроля за реализацией методических рекомендаций в соответствии с содержанием задач опытно-поисковой работы.
Поскольку опытно-поисковая работа по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников довольно длительная и протяженная во времени, возникает необходимость в выделении ее этапов. В соответствии с целью, предметом, гипотезой и задачами исследования мы выделяем следующие этапы:
Первый этап - подготовительный (констатирующий) 2002-2003 год.
Данный этап выполняет диагностическую (изучение особенностей процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности; определение наличного уровня эколого-игровой среды; постановка и обоснование проблемы, на решение которой будет направлена поисковая работа), прогностическую (прогнозирование результатов, определение компенсаторных механизмов в случае негативных проявлений) и организационную («сервисная» деятельность экспериментатора) функции.
Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного
возраста
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом во ...
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...
Методы воспитания, их характеристика, классификация
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.