к среднему - дети, обладающие способами отождествлять себя и объект природы, объект выступает партнером взаимодействия, демонстрирующие отдельные способы взаимодействий;
к низкому — объект выступает партнером взаимодействия, дети называют объекты природы или не замечают их.
Приведем фрагмент наблюдения за отношением детей к природным объектам.
(Время года - весна). Воспитатель Марина Геннадьевна вывела детей на прогулку. На самом большом дереве на участке была сломана ветка и касалась земли.
М.Г.: Ребята! Наш участок - это уголок природы, где мы с вами любим играть и отдыхать. Кто хочет помочь мне привести в порядок наш участок?
Алиса Б. (средний уровень) Я сейчас покачаюсь на качелях, а потом буду помогать. Продолжает играть в песочнице.
Покачалась на качелях, побежала играть в мяч. Мяч покатился к сломанной ветке. - Марина Геннадьевна!
- А я хорошо чищу? Выполняет работу аккуратно, листья складывает в специально приготовленный мешок.
Кто-то сломал ветку! Большая часть детей группы сбегаются к дереву со сломанной веткой. Данил Ч., Алиса Б и Вера В. тоже подбегают к дереву.
Покачалась на качелях, побежала играть в мяч. Мяч покатился к сломанной ветке. - Марина Геннадьевна!
- А я хорошо чищу? Выполняет работу аккуратно, листья складывает в специально приготовленный мешок.
М. Г.: Что
Данил Ч.
(низкий уровень) Отломить и выбросить на помойку.
Алиса Б. (средний уровень) Молвит
Вера В.
(высокий уровень) Ветку надо отпилить- она большая. И замазать садовым варом, моя бабушка всегда так делает, когда папа ветки у деревьев подпиливает.
Марина Геннадьевна приглашает плотника, который отпиливает ветку. За его действиями наблюдают почти все дети. Многие охотно помогают вытаскивать отпиленную ветку с участка.
Проблемную ситуацию (изображенную на картинке) мы использовали на констатирующем этапе работы для диагностики сформированное™ экологически оправданного поведения.
Цель диагностики: определение позиции и деятельности ребенка в природном мире.
3 балла - ребенок раскрывает разнообразные способы оказания помощи природе;
2 балла - называет 1-2 способа;
1 балл — называет способы, несоответствующие ситуации.
На этапе констатирующего эксперимента для изучения особенностей процесса игровой деятельности у старших дошкольников и влияния ее на формирование основ экологической культуры осуществлялось наблюдение за детьми, которое проводилось в естественных условиях в утренние часы и после дневного сна, так как это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих игр.
Воспитатели опытных групп вели протоколы наблюдений, в которых фиксировали:
игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);
способы организации детьми игровой деятельности (сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты);
действия, направленные на выполнение роли или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре.
Понятие педагогической оценки. Функции оценки
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных ...
Приемы педагогического воздействия
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность: 1. убеждение; 2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание; 3. упражнения и приручен ...
Методы проведения эстетического
воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия. Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнест ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.