На констатирующем этапе опытно-поисковой работы проводился следующий комплекс мероприятий:
определение состояния процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
изучение уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
теоретическая разработка программы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, в соответствии с ней плана проведения режиссерских игр и методика их руководства.
Результаты анкетирования заведующих и педагогов ДОУ показывают, что формированию основ экологической культуры в игровой деятельности не уделяется должного внимания по нескольким причинам:
недостаточное количество игрового материала экологического содержания;
у старших дошкольников слабо сформирована сфера игрового опыта в режиссерской игре;
педагоги не владеют методикой руководства режиссерскими играми.
отсутствует психолого-педагогические и методические рекомендации по овладению полным спектром приемов освоения режиссерской игры.
Следует отметить, что констатирующему эксперименту необходимо уделить особое внимание, поскольку достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей степени определяется количеством исходных данных.
С целью определения уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников были выбраны дошкольники старшего возраста, имеющие практически одинаковые параметры.
В опытной группе (ОГ-1) Центра развития ребенка дошкольного учреждения «Лучик», работающего по программе «Детство» Логиновой реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности.
Во второй группе (ОГ-2) этого же дошкольного учреждения проводилась ежедневная работа по программе «Детство».
В третьей группе (ОГ-3), дошкольного учреждения №457, внедряющего программу С.Н.Николаевой «Юный эколог», реализовалась система и методика формирования основ экологической культуры средствами игровой деятельности. В этом дошкольном учреждении с детьми работает специалист-эколог, имеется экологическая комната с зимним садом.
И в четвертой группе (ОГ-4) этого же дошкольного учреждения проводилась повседневная работа по программе «Радуга».
Обработка результатов проводилась на основе разработанной диагностики сформированности экологической культуры у старших дошкольников Л.В.Моисеевой в соответствии с критериально-уровневой шкалой (таблица).
Результаты изучения уровня качества сформированности экологической культуры на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы представлены в таблице
Таблица 8
Группа |
Кол- во |
Уровни |
X |
Б | |||||
низкий |
средний |
Высокий | |||||||
Кол- во |
% | ||||||||
ОГ-1 |
24 |
9 |
37,5 |
13 |
54,2 |
2 |
8,3 |
1,71 |
0,62 |
ОГ-2 |
23 |
5 |
21,7 |
16 |
69,6 |
2 |
8,7 |
1,87 |
0,55 |
ОГ-3 |
22 |
9 |
40,9 |
12 |
54,6 |
1 |
4,5 |
1,64 |
0,58 |
ОГ-4 |
22 |
6 |
27,3 |
15 |
68,2 |
1 |
4,5 |
1,77 |
0,53 |
Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...
Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспосо ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.