Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа "да" или "нет".
Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно - следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.
При использовании проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях (из курса физики), высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседы, так как необходимо изложить объемный материал в короткие сроки доступно, понятно; содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает материал изученного в курсе физики в седьмом - девятом классах.
Для проверки знаний учащихся используют методы контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые учащийся показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.
Закрепление теоретических знаний практическими умениями происходит в ходе практической работы для проверки степени усвоения материала каждым учащимся.
Для прочного усвоения знаний у школьников можно использовать следующие базовые вопросы:
В чем отличие линейного и фазного напряжения?
От чего зависит соединение потребителей треугольником и звездой?
К воспитательным возможностям учебного материала можно отнести – аккуратность, трудолюбие, формирование ответственности, осторожности (сборка схемы трансформатора, значения переменного тока). Это можно реализовать в ходе выполнения практической работы по изучению устройства трансформатора.
При изучении материала данной темы используются такие развивающие компоненты, как формирование конструкторского мышления, развитие пространственного воображения, технического мышления.
На уроке учитель излагает часть изучаемого материала, куда входят ключевые понятия. На домашнюю самостоятельную работу учащихся необходимо вынести материал из параграфов 14-15.
Изложение материала может происходить в форме эвристической беседы с целью активизации технического, конструкторского мышления учащихся.
Беседу необходимо проводить с использованием наглядных пособий: схем, таблиц, плакатов – для формирования у учащихся логического мышления.
Для закрепления знаний после изучения темы можно использовать карточки – задания различной степени сложности. (Приложение 2).
В качестве домашнего задания учащимся можно предложить выполнить реферат либо составить кроссворд на тему "Электротехника". (Приложение 2).
Сущность понятия
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «уч ...
Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...
Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе -
интернате
Для понимания темы рассмотрим некоторые определения: Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков. Комаров В.В. считает, что Воспитательная система это развивающийся во времен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.