Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.
Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.
Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.
Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.
Далее рассмотрим содержание работы по этапам:
I этап - массаж лица:
Массажные линии на лице имеют определенные направления:
1. От бровей к линии роста волос.
2. От середины лба к вискам.
3. От внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему.
4. От корня носа к височной области.
5. От угла рта к козелкам ушной раковины.
6. От середины подбородка к мочке уха.
7. По передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.
Поглаживание
Начинают с лобной и височной областей. Производят ладонной поверхностью четырех пальцев.
Движение начинают правой ладонью от середины лба в правую сторону к височной области, а левой ладонью в левую сторону. Затем от височной области руки направляются к переносице, встречаются в межбровной области, откуда попеременно производят движения – легкие, поглаживающие, от бровей к линии роста волос.
– Поглаживание круговых мышц глаза. Движение от височной области по нижнему веку к внутреннему углу глаза и далее у начала брови 3–й палец располагается над бровью с мягкой фиксацией, 4–й палец под бровью. Возвращаемся к височной области.
– Поглаживание век производят подушечками 3–4 пальцев так же. По нижнему веку к внутреннему углу глаза и далее по верхнему веку к височной области.
– Поглаживание подглазничной области. Легко, без давления 3–4 пальцы спускаются от спинки носа по скуловой дуге к височным впадинам, где вместе со 2–ми пальцами делают нажим.
– Поглаживание круговой мышцы рта. Производят подушечками 2–3 пальцев поочередно правой и левой руками. Поглаживают мышцы вокруг рта. При этом второй палец над верхней губой, а третий поднижней, соединяются у углов рта. От углов рта движение продолжают к козелкам ушных раковин
– Поглаживание подбородка. Разведенными пальцами захватывают подбородок и верхнюю губу. Вторые пальцы на верхней губе, третьи в подбородочной ямке, 4 и 5 пальцы под подбородком с легким нажимом, затем кисти направляются к мочке уха.
– Поглаживание передней поверхности шеи и подбородка. Производят ладонными поверхностями пальцев обеих рук по передней поверхности шеи до середины подбородка. Захватывают его и фиксируют с легким нажимом.
Вторые пальцы под нижней губой, а 3–4 под подбородком. После этого направление к мочке уха и по боковым поверхностям шеи спускаются. Затем повторяют движение.
Растирание
– Растирание подбородка и круговой мышцы рта производят из–под подбородка спиралеобразными движениями к углам рта, затем от углов рта к подбородочной ямке, по линии углов рта к середине верхней губы. Переходят на крылья носа. От крыльев носа к височным областям.
Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на в ...
Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и
коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического
и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...
Классификация и структура мотивов
учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.