Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом развитии, а о замедлении его темпа.
В этиологии ЗПР играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы:
ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом-неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает 4 основных варианта ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР церебрально – органического генеза.
При ЗПР конституционального происхождения часто соответствует инфантильный тип телосложения человека, отличающегося детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой внушаемости и недостаточной самостоятельности. Школа для них продолжение игры.
При ЗПР соматогенного происхождения эмоциональная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями. Снижение физической активности стимулирует недостаток информации, становление психических функций тормозится.
При ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность и др.
При ЗПР церебрально – органического генеза, причиной данной формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы и др.
Особенности моторики.
Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной органики являются двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в ходьбе и беге. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы – чрезмерная двигательная активность в форме чрезмерной силы и амплитуды движений. У некоторых проявляются хореиформные движения (мышечные подергивания). В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляется в области психомоторики – произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. При выполнении заданий обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных и произвольных движений. Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций, т.е в выделении ведущего полушария мозга. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом.
Особенности восприятия.
У детей с ЗПР существуют трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно - пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Недостатки восприятия проявляются, когда дети выполняют задания на копирование фигур, когда они конструируют по образцу какие – либо предметы. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений. Проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже хорошо знакомых предметов. Трудности детей в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности. Дети определяют место прикосновения неточно, иногда не могут его вообще локализовать. Особенно трудно локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи. Основной причинной служит низкая скорость приема и переработки информации.
Особенности внимания.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака ЗПР. Проявление недостаточности внимания обнаруживаются при их восприятии окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности. Недостатки внимания детей с ЗПР связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью.
Тест как средство диагностики и управления процессом обучения
математике младших школьников
Применение тестовых методик становится в настоящее время всё более актуальным. Тесты находят применение как при поступлении в школу, так и в проведении вступительных испытаний в вузы. Рассматривая использование тестов, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание». Различия в по ...
Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х кла ...
Порядок проведения
диагностики
В исследовании принимали участие 20 детей, учащихся школы № 15 города Москвы. 10 детей второго класса (4 мальчика и 6 девочек), и 10 детей из третьего класса (3 мальчика и 7 девочек). Исследование проводилось в классе. Диагностику лучше проводить в начале уроков. Детям раздаются бланки (заданием вн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.