Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Страница 1

При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее артикулярное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине и конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные- а,о,у,э,и,ы; свитящие, шипящие,аффрикаты- с,сь,з,зь,ц,ш,жщ,ч; сонорные- р,рь,л,ль,м,мь,н,нь; глухие и звонкие парные: п-б, т-д,к-г, ф-в, в твердом и мягком варианте.

Обследование слоговой структуры слова.

Ребенку предлагается картинки, на которых изображены слова, которые различаются по своей структуре: односложные, двусложные, трехсложные и четырехесложные слова с закрытыми и открытыми слогами.

а) Односложные слова с закрытым слогом ( мак,сыр, дом)

б) Двухсложные слова из двух прямых открытых слогов (рука, роза, лапа)

в) Трехсложные слова из 3-х открытых слогов (панама, канава, малина)

г) Четырехсложные слова с открытыми слогами ( паутина, черепаха)

д) Многосложные слова из сходных звуков ( клубок, колобок, корзина, картина)

е) Двусложные слова с 1-м закрытым слогом ( сахар, диван, забор)

ж) Двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( кукла, марка, утка)

з) Односложные слова со стечением согласных в конце слова ( волк, тигр)

и) Односложные слова со стечением согласных в начале слова( стул, стол)

й) Трехсложные слова с последним закрытым слогом ( кошелек, телефон)

Отмечается речевая реакция на оптический и акустический разражитель.

2 Обследование фонематического слуха

Предлагаем ребенку задание, сопровождая наглядным и речевым материалом.

1 .Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук [О] среди других гласных (а, у, ы, о, у, а, о, ы, и)

б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [К] среди других согласных (п, н, м, к, т, р)

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

а) звонких и глухих (п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф)

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч)

в) соноров ( р, л, м, н)

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а) со звонкими и глухими звуками (ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА)

б) с шипящими и свистящими (СА-ША-СА, ШО-СУ-са; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-cА; ША-ША-ЧА, зА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-жа)

в) с сонорами (РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ла)

4. Выделение исследуемого звука среди слогов. подними руку, если услышишь слог со звуком [С] (ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, Си)

5. Выделение исследуемого звука среди слов хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ж] (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)

6. Придумывание слов со звуком [З]

7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда)

8. Называние картинок и определение отличий в названиях(бочка – почка, коза-коса, дом-дым)

9. Определение места звука [Ч] в словах (начало, середина, конец)- чайник, ручка, мяч

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] (сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, карандаш)

Обследование звукового анализа слова.

Используется речевой и наглядный материал с используемыми словами.

Определить количество звуков в словах (ус, дом, роза, баран, ромашка)

Выделить последовательно каждый звук в словах (мак, зонт, крыша, танкист, самолет)

Назвать первый ударный гласный звук (Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша)

Определить последний согласный звук в словах (ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол)

Выделить согласный звук из начала слова (сок, шуба, магазин, щука, чай)

Назвать ударный гласный звук в конце слова (ведро, грибы, рука, чулки)

Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце (сосна)

Придумать слова, состоящие из 3 - 4 – 5 звуков

Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами

Определить количество гласных и согласных в названных словах (Дым. Рак, шапка, огурец, помидор). . Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах.

. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина)

Сказать, в чем отличие этих слов (Оля - Коля, крыша-крыса)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...

Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения
При анализе показателей, на основе которых определяется эффективность деятельности средних профессиональных учебных заведений, наиболее дискуссионными являются финансово-экономический и инфраструктурный, т.е. количество разработанных образовательным учреждением денег и общее количество имеющихся в ...

Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru