Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Страница 1

При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее артикулярное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине и конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные- а,о,у,э,и,ы; свитящие, шипящие,аффрикаты- с,сь,з,зь,ц,ш,жщ,ч; сонорные- р,рь,л,ль,м,мь,н,нь; глухие и звонкие парные: п-б, т-д,к-г, ф-в, в твердом и мягком варианте.

Обследование слоговой структуры слова.

Ребенку предлагается картинки, на которых изображены слова, которые различаются по своей структуре: односложные, двусложные, трехсложные и четырехесложные слова с закрытыми и открытыми слогами.

а) Односложные слова с закрытым слогом ( мак,сыр, дом)

б) Двухсложные слова из двух прямых открытых слогов (рука, роза, лапа)

в) Трехсложные слова из 3-х открытых слогов (панама, канава, малина)

г) Четырехсложные слова с открытыми слогами ( паутина, черепаха)

д) Многосложные слова из сходных звуков ( клубок, колобок, корзина, картина)

е) Двусложные слова с 1-м закрытым слогом ( сахар, диван, забор)

ж) Двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( кукла, марка, утка)

з) Односложные слова со стечением согласных в конце слова ( волк, тигр)

и) Односложные слова со стечением согласных в начале слова( стул, стол)

й) Трехсложные слова с последним закрытым слогом ( кошелек, телефон)

Отмечается речевая реакция на оптический и акустический разражитель.

2 Обследование фонематического слуха

Предлагаем ребенку задание, сопровождая наглядным и речевым материалом.

1 .Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук [О] среди других гласных (а, у, ы, о, у, а, о, ы, и)

б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [К] среди других согласных (п, н, м, к, т, р)

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

а) звонких и глухих (п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф)

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч)

в) соноров ( р, л, м, н)

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а) со звонкими и глухими звуками (ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА)

б) с шипящими и свистящими (СА-ША-СА, ШО-СУ-са; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-cА; ША-ША-ЧА, зА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-жа)

в) с сонорами (РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ла)

4. Выделение исследуемого звука среди слогов. подними руку, если услышишь слог со звуком [С] (ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, Си)

5. Выделение исследуемого звука среди слов хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ж] (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)

6. Придумывание слов со звуком [З]

7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда)

8. Называние картинок и определение отличий в названиях(бочка – почка, коза-коса, дом-дым)

9. Определение места звука [Ч] в словах (начало, середина, конец)- чайник, ручка, мяч

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] (сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, карандаш)

Обследование звукового анализа слова.

Используется речевой и наглядный материал с используемыми словами.

Определить количество звуков в словах (ус, дом, роза, баран, ромашка)

Выделить последовательно каждый звук в словах (мак, зонт, крыша, танкист, самолет)

Назвать первый ударный гласный звук (Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша)

Определить последний согласный звук в словах (ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол)

Выделить согласный звук из начала слова (сок, шуба, магазин, щука, чай)

Назвать ударный гласный звук в конце слова (ведро, грибы, рука, чулки)

Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце (сосна)

Придумать слова, состоящие из 3 - 4 – 5 звуков

Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами

Определить количество гласных и согласных в названных словах (Дым. Рак, шапка, огурец, помидор). . Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах.

. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина)

Сказать, в чем отличие этих слов (Оля - Коля, крыша-крыса)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...

Понятие творчества
В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт. При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание ново ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru