Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы

Страница 3

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тарелка, ложка, кружка…

в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Кто косой, слабый, трусливый ?» (по признакам), Что светит, сияет, греет?» (по действиям)

г) называние детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя

д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка . (что?), сапоги - обувь, а шуба . (что?), земляника - ягода, а боровик (что?), комар -насекомое, а щука . (кто?)

е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов ( чашка – тарелка- диван = мебель)

2. Название признаков предмета:

а) морковь сладкая, а редька . (какая), ручей узенький, а река . (какая?), трава низкая, а дерево . (какое?) и т.д.

б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.

3. Названия действий людей и животных

а)повар (учитель, почтальон, сапожник, художник) что делает?

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка . (кузнечик, щука, змея, воробей, еж)

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона . (воробей, голубь, сорока)

г) обиходные действия (например, входят, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)

4 . Название времен года, их последовательности, признаков

5 . Подбор слов с противоположным значением к словам (Большой, холодный, чистый, твердый ,широкий, и т.д)

6. Подбор синонимов к словам (боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный )

7. Подбор однокоренных слов к словам (бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить)

5 Обследование грамматического строя

1 Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.)

2 Составление предложений по опорным словам (карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая)

3 Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша)

4. Подстановка недостающего предлога в предложении (карточка с записью предложения: «Лампа висит . столом»)

5 Пересказ текста после прослушивания:

а) знакомый текст

б) незнакомый текст

6 Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.)

7 Словоизменение

а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? на кого смотрят дети? за чем дети идут в лес?»

б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»

в) преобразование единственного числа имен

существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки)

г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке) , «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за под коробки)

8. Словообразование

а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (стол - столик)

б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: Из чего сделан стул (шкаф)?»

в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) (камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка)

Результаты обследования речевых функций. Обследование звукопроизношения

Фамилия, Имя

Диагноз

Выполнение

1

Карсаев Андрей

ОНР 3 уровня, дизартрия

Межзубное произнесение звука С, смешивает Ж и З. Призубное произнесение звука Сь.

2

Нурмиев Рома

ОНР 3 уровня, дизартрия

нарушено произнесение шипящих ( ш, щ,ж), свистящих(с,з) и группы соноров( р,л). Наблюдаются замены: Р-л, С-Ш, Ж-З

3

Лилиеблатс Леонид

ОНР 3 уровня, дизартрия

замены ( ц-ч, р-л,с-ш, ,ж-з) .

4

Шуклин Андрей

ОНР 3 уровня, дизартрия

смешивает шипящие и свистящие (с-ш, з-ж, с-з, с-ж),

5

Саланова Надя

ОНР 3 уровня, дизартрия

Р иногда смешивает с Л.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...

Формы организации самостоятельной работы студентов
Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде самых различных «домашних заданий», даваемых на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий срок (неделя, месяц). Это — решение задач и примеров, выполнение расчетно-графических ра ...

Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru