Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского получили свое развитие в педагогической деятельности его последователей - Е. Н. Ильина, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова. Они считали, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности - ее гуманистическая сущность. Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его последователей подготовили почву для последующего поиска новых основ гражданского воспитания.
V этап – 1965 – 1985 гг. - характеризуется усилением консервативности политического руководства страны и ослаблением трудовой направленности гражданского воспитания. На этом этапе рассматривались проблемы гражданской и мировоззренческой направленности обучения, внеклассной и внешкольной деятельности (Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов); взаимообусловленности гражданского и трудового воспитания (Ю. П. Сокольников); формирования дисциплины (В. Е. Гмурман); повышения роли школьных пионерских и комсомольских организаций в гражданском становлении личности.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX века было начато коллективное исследование «Воспитание гражданина» с участием ученых нескольких научно-исследовательских институтов под руководством Г. Н. Филонова. Происходит все более полное выявление нравственной составляющей гражданственности. В педагогике этого периода накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода к нравственному воспитанию.
На VI этапе - 1985 - 1995 гг. происходит кризис гражданского воспитания в связи с коренной, часто необоснованной, ломкой всего созданного ранее. На смену гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое, целью которого было «формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни».
В этот период были утрачены прежние системные, коллективообразующие основания воспитательного процесса. Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, они не могли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи.
VII этап – конец 90-х годов XX века - это период введения граждановедческих курсов, главные содержательные линии которых: государство, общество, демократия, права человека, примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей. На этом этапе вновь начинает оформляться содержательный компонент гражданского воспитания.
VIII этап - с 2000 г. по настоящее время - характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества и будущего страны. Важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».
Основной задачей гражданского воспитания является формирование гражданственности у подрастающего поколения. Гражданственность на современном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным».
В современной педагогической литературе существуют различные трактовки термина «гражданское воспитание». При этом многие российские ученые указывают на интеграционный характер этого понятия. Так, например, В. Воронов в своей книге «Педагогика школы в двух словах» определяет понятие «гражданское воспитание» как формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Чтение как вид речевой деятельности
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь – это язык в дей ...
Изучение личности обучающегося в ученических
коллективах
Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. 1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с обществен ...
Значение физической культуры в школьный период жизни
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.