Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Страница 4

Другой современный российский исследователь - доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков под гражданским воспитанием понимает процесс формирования гражданских умений, гражданского поведения посредством побуждения воспитанников к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценности.

По мнению этого ученого, сущностью гражданского воспитания является «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, совместного социального действия, культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов» .

По нашему мнению, наиболее точно сущность понятия «гражданское воспитание» раскрывает Г. Н. Филонов. Он рассматривает гражданское воспитание как «целостный социально-педагогический и культурный процесс, направленный на создание социальной и духовной основы формирования гражданского общества и его главного субъекта – граждански образованной и всесторонне развитой личности».

В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим-Бад гражданское воспитание определяется как «формирование гражданственности в виде интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным».

Это определение наиболее часто встречается и в другой педагогической литературе, что позволяет нам признать данное определение общепринятым на современном этапе.

Термин «гражданственность» также нуждается в конкретизации. Рассмотрим различные определения этого понятия на современном этапе. В современном философском словаре гражданственность определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность в готовности отстаивать и защищать их от всяких посягательств на их права и интересы».

Современный Политический словарь дает следующую трактовку этого понятия: «гражданственность – качество, свойство человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и свободами, выполнять свои обязанности. Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм».

Г. Н. Филонов определяет гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, свободной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности» .

Ю. Н. Никифоров, А. Н. Скалина в своей работе «О понятии "гражданственность"» указывают на то, что в российском понимании гражданственности, в отличие от западного, акцент делается на духовно-нравственных объединяющих началах. В западном же контексте приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.

В исследовании Л. В. Кузнецовой «Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.» гражданственность определяется как «интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным». Это определение на современном этапе является общепризнанным.

Таким образом, проведенный нами историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что современной российской школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания подрастающего поколения. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, трудовым воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. С начала XX века до наших дней система гражданского воспитания в России развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как интегративного качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства и чувство собственного достоинства. На разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания в отечественной педагогике расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе являются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъе ...

Положительное влияние плавания: закаливание организма детей и совершенствование механизма терморегуляции, повышение иммунологических свойств
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, орган ...

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru