Разработанная нами система занятий предполагает формирование у младших школьников краеведческих знаний; устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России; уважительного отношения к памятникам архитектуры и культуры; активной жизненной позиции, инициативности и творчества в труде; воспитание любви и бережного отношения к родной природе; пробуждение и развитие интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; посильное служение Отечеству; самоуважение и соблюдение правил культуры общения.
Современные младшие школьники способны высказывать собственные суждения, давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если их побуждают к этому взрослые. Однако в суждениях младших школьников больше эмоциональных отношений, чем логических выводов. Они пока еще не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности.
В процессе занятий факультативного курса для младших школьников «Я и мир вокруг меня» мы рекомендуем использовать такие виды деятельности как:
- краеведческая,
- поисково-исследовательская,
- экологическая, общественно-полезная,
Эти виды деятельности значимое влияние на воспитание гражданина страны. Формирование гражданственности у младших школьников в процессе изучения факультативного курса предлагаем осуществлять через педагогические методы, представленные в таблице 3.
Таблица 3 – Методы формирования гражданственности
№ п/п |
Группа методов |
Методы |
Свойства методов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Методы формирования сознания личности |
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Постановка младшего школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
2. |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения |
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов |
Необходимо создавать ситуации, в которых младший школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость деятельности младших школьников для общества. |
3. |
Методы стимулирования деятельности и поведения |
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха |
Необходимо побуждать младшего школьника корректировать свое поведение. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует его дальнейшее поведение. |
Анализ программы О.С. Габриеляна «Общая химия» 11 класс
По школьному учебному плану на изучение химии в 11 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Тематическое планирование составлено с использованием тематического планирования расположенного в методическом пособии, по авторской программе ...
Психолого-педагогические особенности школьников с нарушениями
интеллектуального развития
Трудности в усвоении школьной программы у этих детей возникают вследствие ряда причин. Это значительные отклонения от нормы в чувственном познании, которые проявляются в замедленности процесса восприятия, слабости анализа и синтеза при узнавании предметов и их пространственных отношений. Кроме того ...
Средства теоретического обучения
Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся. Эта деятельность связана с применением определенных средств — слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.