1) в современной России существует объективная потребность в социальной активности граждан, становлении лидеров, которые в будущем могли бы взять на себя ответственность в решении проблем, существующих в обществе;
2) склонность к лидерству проявляется уже в детском возрасте и развивается как качество личности, проявление которого является средством ее самоутверждения и самоопределения.
Учитывая психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, занятия по курсу «Юный лидер» проводятся в форме коммуникативных игр, в ходе которых педагог побуждает младших школьников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. После проведения игры младшим школьникам предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт.
Использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения младшими школьниками нравственных и правовых норм в естественных условиях. В процессе занятий, проводимых в форме коммуникативных игр, младшие школьники приобретают социальный опыт, усваивают нравственные ценности, социальные нормы и правила в обстановке, наиболее комфортной для детей данной возрастной группы.
В соответствии с графиком апробации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в Республике Мордовия введение новых стандартов осуществляется с 1 сентября 2010 - 2011 учебного года в ряде пилотных школ. Одной из таких школ является Инсарская СОШ №2 , на базе которой проводилось наше исследование.
Гражданское воспитание младших школьников в данной школе осуществляется путем реализации программы по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, разработанной педагогами школы. Программа интегрирована по содержанию и носит комплексный характер по видам деятельности, реализуется через единство урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, опираясь на содержание основного образования.
Согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, в базисном плане Инсарской СОШ № 2 предусмотрены часы на внеурочную деятельность учащихся, которая осуществляется во второй половине дня по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- гражданско-патриотическое;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность.
Младшие школьники занимаются в таких кружках гражданско-патриотического направления, как «Юный правовед», «Юный краевед», а также участвуют в реализации проекта «Школа гражданского становления». Цель проекта: обеспечение консолидации педагогов, жителей города и родительской общественности, представителей всех сфер отраслей социокультурной среды для развития личности ребенка, его нравственного и гражданского становления.
Основной задачей школьного проекта «Школа гражданского становления» является развитие личности через исследовательскую и проектную деятельность. Эта задача реализуется через следующие разделы: «Рядом с ветеранами»; «Озеленение города»; «Экологическая тропа»; «Моё избирательное право»; «Мир моих увлечений»; «Дизайн школьного интерьера» и др.
Деятельность, осуществляемая в рамках данного проекта, направлена на реализацию социально значимых воспитательных программ «Гражданско-патриотическое образование и воспитание в современной школе», «Мое избирательное право», «Мир моих увлечений», «Спорт - здоровье будущего», «Культура и искусство мордовского края», «Учись учиться», «Улучшение экологической среды микрорайона школы № 2 г. Инсара», «Экологическая тропа».
Основные различия в системе образования Финляндии и России
Реформа образования в Финляндии началась еще в 80-е годы двадцатого столетия. За 20 лет страна достигла существенных успехов, заняв первое место по результатам исследования более чем 50 стран. Основная школа в стране – это девятилетняя, и в ней учатся все дети, в том числе и с ограниченными возможн ...
Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая
проблема
Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализм я, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она ...
Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка
Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных ос ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.