Образование » Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни » Авторская песня как средство развития творческой личности

Авторская песня как средство развития творческой личности

Страница 1

Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально - исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского актерского мастерства, авторская песня в своих вершинах художественного проявления является мощным двигателем роста творческой активности для молодежи.

В качестве теоретической и методологической основы нашего исследования мы принимаем развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.С. Соколовой: "Авторская песня - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни." В этом емком определении выделим ряд принципиальных моментов. Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской песни. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня. В-третьих, фиксация синтетического характера бардовского творчества и одновременно четкое обозначение - словесного искусства, поэзии. В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных неповторимой творческой индивидуальностью художника. Как явление отечественного искусства, авторская песня, в немалой степени оплодотворенная атмосферой относительного раскрепощения "оттепельной" эпохи, обрела свои отчетливые очертания в основном к концу 1950-х - первой половине 1960-х гг. в творчестве М. Анчарова, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой и др. В последующие десятилетия - в песенно-поэтическом творчестве В. Высоцкого, А. Галича - под воздействием как собственно эстетических, так и социокультурных факторов, это направление творчества претерпело значительную содержательную, жанрово-стилевую эволюцию, которая во многом была продиктована движением к более широкому, подчас трагидийно-сатирическому освоению истории и современности. Целесообразность рассмотрения развития классической бардовской поэзии достигшей наибольших художественных высот, научно мотивируется и ключевой ролью авторской песни в современном литературном процессе.

Широкое распространение авторской песни благодаря многочисленным концертным выступлениям, фестивалям, аудио - видео записям происходило на фоне часто негласного официального запрета на полноценную публикацию произведений поэтов-бардов, которые вольно или невольно оказывались пропитанными антидогматичным духом неподцензурного искусства. Практически до 1980 гг. масштабное осмысление авторской песни как художественного осмысления не предпринималось. В конце 1980-х годов активизируется литературоведческое изучение авторской песни, как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б. Асавченко, Ю.А. Андреева, Л.А. Аннинского, В.И. Новикова, В.А. Зайцева, С.И. Кормилова, А.В. Скобелева, С.М. Шаулова и др. В1990 и 200 годы исследование авторской песни, феномен ее творческой направленности приобретает еще более широкий масштаб. Изучение песенной поэзии постепенно входят в сферу академической науки. Это отображается в работах Н.Л. Лейдерма, А.В. Калугина, С.С. Бойко, И.А. Соколовой, Е.И. Жуковой, И.Б. Ничипорова.

Предпосылки к возникновению авторской (бардовской, самодеятельной) песни складывались достаточно давно. Нам неизвестны имена реально существовавших Садко и Баяна, скоморохов и лирников, кобзарей и менестрелей. Но доподлинно известно, что они были, творили, страдали, наверное, иначе и быть не могло. Инструментарий тоже весьма отличался: от лиры Орфея и гуслей Садко до синтезаторов, которые с успехом используют современные барды. Однако и сейчас приятно наблюдать возвращение к далёким корням, что можно пронаблюдать в творчестве Елены Фроловой (гусли) или Виктора Луферова (колёсная лира, колюка, коса и т.п.). Но, так уж суждено было, наибольшую популярность приобрела, конечно же, гитара. Очень интересное наблюдение, что гитара, один из немногих музыкальных инструментов особенно интересующий подростков, как средство общения со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста
Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года). Моторное развитие младенцев. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются п ...

Методика и результаты изучения речевых функций у детей экспериментальной группы
При обследовании звукопроизношения важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающее ...

Методы социально-педагогической поддержки детства
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок пол ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru