Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Страница 2

При изучении сложения и вычитания чисел в 1-2 классах можно на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Такие задания можно предлагать в форме развивающих игр во время устного счёта. Для этого предлагаются примеры с окошками и пропущенными знаками действий. Даётся задание сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трёх данных) и обосновать свой выбор и т. п. Например, дети с интересом выполняют следующие упражнения.

«Математические бусы»

Из разных цифр я сделал бусы.

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтобы данный получить ответ.

2. Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжать вправо и влево, если это возможно. Для этого необходимо установить закономерность:

… 5, 7, 9, … (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, …)

… 5, 6, 9, 10, … (1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, …)

… 21, 17, 13, … (… 29, 25, 21, 17, 13, 9, 5, 1)

6, 12, 18, … (6, 12, 18, 24, 30, …)

6, 12, 24, … (6, 12, 24, 48, 96, …)

3. «Лишнее число»

Даны числа: 1, 10, 6. Лишним может быть 1, так как это нечётное число, а 10 и 6 – чётные числа. Лишним может быть 10, так как это число двузначное, а 1 и 6 – однозначные числа. Да и число 6 можно назвать лишним в связи с тем, что для написания других чисел используется цифра 1.

А вот другая группа чисел: 6, 18, 81. кроме вышеизложенных признаков эти числа можно сравнить и по наличию одинаковых делителей. Числа 6 и 18 делятся на 6, а число 81 – нет.

4. Сравнивать можно не только числа, но и математические выражения. На первый взгляд в примерах 3+4 и 1+6 нет ничего общего, кроме знака действия. Но, внимательно приглядевшись, можно заметить, что первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечётные числа, вторые – чётные. Да и результаты сложения тоже одинаковы.

Вот ещё несколько познавательных заданий на развитие мышления и памяти, которые можно использовать для устного счёта в 1-2 классах.

1. Оля, Таня, Юля, Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две – из крыжовника. Таня и Ира варили его из разных ягод, Ира и Оля – тоже варили его из разных ягод. Ира варила из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?

2. Если бы ты оказался в сказке, то, на каком виде транспорта мог бы путешествовать? Назови как можно больше видов транспорта.

3. Цифрами зашифрована украинская пословица. Для того чтобы прочитать её, воспользуйся двумя таблицами: ключевой, изображённой справа на рисунке 2.1. и таблицей умножения.

Спектр задач по сложности может быть достаточно широким. Приведём задачи на составление маршрута и другие, более сложные задачи, нередко комбинационного характера.

3 8 12 4 4 3 2 1 2 3 4

3 1 9 2 8 6 2 1 а в г д

2 6 1 1 3 1 2 е и к л

2 3 6 4 2 8 1 3 н о ч я

Рис. 2.1. Зашифрованная украинская пословица

Ответ: «Гляди не на человека, а на его дела».

1. Квадрат разделён на 9 равных клеток. В трёх из них записаны числа 1, 2, 3 так, как показано на рисунке 2.2.

1

3

2

Рис. 2.2. Задача 1

Запиши в свободных клетках числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы сумма чисел в каждом ряду и в каждом столбце равнялась 15.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Цели и задачи экспериментального исследования
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов ( хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы ...

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...

Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru