В предыдущем параграфе было определено, что уровни развития психических познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления учащихся третьего класса не достаточно высокие. В данном параграфе будут представлены методические рекомендации, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников. Использование этих рекомендаций на уроках математики в каждом классе, начиная с первого, позволит к 3 году обучения достичь более высоких результатов в развитии познавательных процессов личности, а в 4 классе поддерживать и развивать их дальше. Основу этих рекомендаций составляют исторический и занимательный материал, задания на развитие логического мышления и творческих способностей, проблемное обучение, а так же различные формы работы с задачей.
Приведем примеры познавательных заданий исторического характера, которые можно использовать на уроках в 4 классе.
1. Для развития мышления после изучения темы «Умножение и деление многозначных чисел» на этапе закрепления можно дать следующее задание. «Выполни действия так, как бы это сделали египтяне (способом удвоения). Проверь себя традиционным способом: 34x5; 15x16; 170:34; 240:16».
2. Чтобы активизировать внимание детей во время изучения темы «Площадь» при объяснении нового материала можно использовать задание: «Для определения площади четырёхугольника вавилоняне брали произведение полусумм противоположных сторон. Выясните, для каких четырёхугольников эта формула точно определяет площадь. Каким образом эта формула связана с формулой для вычисления площади прямоугольника в курсе математики начальной школы?»
3. Хорошо развивает мышление задача. Её можно предлагать на карточках во время дифференцированной работы при повторении пройденного.
А. «Решите задачу Евклида разными способами:
Мул и осёл под вьюком по дороге шагали с мешками:
Жалобно охал осёл, непосильною ношей придавлен.
Это подменивший мул обратился к попутчику с речью:
«Что же, старина, ты заныл и рыдаешь, будто девчонка?
Нес бы в двойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру».
«Если б ты у меня лишь одну взял, то мы бы сравнялись».
Сколько же нёс каждый из них, о, геометр, поведай нам это?»
Б. «Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пёс съел овцу в три часа. Ино хощем ведати, сколько бы они все три – лев и волк и пес – овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми».
В. «Задача Л.Н. Толстого: Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца, вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру ещё остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
4. Для закрепления знания мер длины можно предложить самостоятельно выполнить такое задание: «Сколько метров получится, если к полчетверти сажени прибавить полчетверти версты, да ещё полпята аршина (с точностью до метра)?»
5. Много заданий на развитие памяти: «Вспомните русские народные пословицы и поговорки, в которых встречается математическая терминология», «Какие числа называются «волшебными»? В чём их «волшебство»?», «Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные русские меры. Объясните их смысл» .
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например:
У Алёнки в гостях
Два цыплёнка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В тёплом полушубке.
Сколько всего гостей?
Их можно использовать на любых этапах урока при изучении любой темы во все классах. Такие задачи развивают мышление, память, внимание.
Психофункциональные особенности девочек 6-8 лет
Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего ...
Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого долж ...
Воспитание толерантности в системе высшего образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.