Образование » Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно-досуговой деятельности » Сущность понятия «музыкальный вкус»

Сущность понятия «музыкальный вкус»

Страница 2

М.П. Блинова, изучая проблемы развития музыкального вкуса, рассматривает физиологические основы музыкальных эмоций, музыкальных представлений, индивидуальных различий в отношении к музыке и некоторые другие вопросы.

Н.Л. Гродзенская считает, что развитие музыкального вкуса напрямую связана с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства. Н.Л. Гродзенская считает пение важнейшим фактором развития музыкального вкуса, активной формой самовыражения. Но, что, как и зачем петь, ей далеко не безразлично: эти вопросы постоянно волнуют ее. «Маяком» для нее остается музыкальный вкус, и ведущая роль в решении этой проблемы отводится репертуару.

Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Главной целью его методики музыкального воспитания являлась закладка в школьниках основ музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

В концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального вкуса.

Вслед за Кабалевским Н.А. Зубачевская считает, что изучать музыку в школе нужно не как учебный предмет, а как некое явление в мире, чтобы школьники учились слышать в музыке приливы и отливы моря жизни.

И. Кудрявцева говорит, что музыка не должна быть ни забавой, ни развлечением, а пространством, где человек учится воспринимать мир, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью.

Рассматриваемое понятие аксиологично, т.к. подразумевает определенные оценки, которые возникают в процессе восприятия музыкальных произведений, размышлений о них, эмоциональных представлений и ассоциаций. Вкус трактуется как философское понятие, которое вносит гармонию в мироощущение каждого человека, определяя тем самым его поступки, образованность, принципы, жизненные позиции.

Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции:

- как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества – чувственность и рационализм;

- как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;

- как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;

- как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;

- как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.

Многоплановость характеристик музыкального вкуса влечет за собой многоступенчатость исследования каждого из его компонентов, а также процесса возникновения проявлений вкуса.

Анализируя литературу по проблеме можно сформулировать вывод, что сформировать хороший музыкальный вкус трудно, но можно.

Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у него формируется тонкий вкус. И когда он, например, в самом трудном, подростковом возрасте встретится с дешевой, развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он легко отличит истинное искусство от подделки.

В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли (иногда, кажется, лучше, чем наши современники) еще тысячи лет тому назад. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние темных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. «Когда музыка пуста и порочна, - писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, – народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Самооценка: понятие, сущность, виды
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком пс ...

Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru