Цель: развитие самостоятельности при выполнении практической работы.
Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует увеличению самостоятельности учащихся в процессе деятельности и предупреждению ошибок.
При выполнении изделия используются следующие варианты организации работы:
- инструктаж учителя, чередующийся с показом приемов работы;
- готовый картинный план;
-деформированный картинный план (с опорой на предметные карточки);
- предварительно совместно составленный и записанный на доске план;
- по памяти, после предварительно совместно составленного плана действий;
- самостоятельно.
Степень самостоятельности выполнения практической работы выражается в сокращении «доз» помощи. Согласно уровню самостоятельности помощь оказывается при:
- выполнении каждого этапа;
- обнаружении и для устранения ошибки. При этом учитель не прямо указывает на ошибку, а предлагает сравнить изделие с образцом либо картинным планом, самостоятельно обнаружить ошибку и найти способ ее устранения;
- невозможности самостоятельного продолжения работы учеником. Дифференцированный подход на данном этапе урока выражается в соответствии формы помощи уровню самостоятельности ученика.
Например:
Ученикам, испытывающим затруднения в работе по памяти, предлагается работа по предметным карточкам, где указан порядок действий, либо по картинному плану.
Ученикам, имеющим нарушения мелкой моторики рук, учитель оказывает помощь в выполнении практических приемов.
Алгоритм выполнения изделия:
1. Изготовление главной (основной) детали.
2. Контроль, правка.
3. Изготовление дополнительных деталей.
4. Контроль, правка.
5. Определение местоположения дополнительных деталей.
6. Контроль, правка.
7. Соединение деталей.
8. Контроль, правка.
Практические действия, направленные на формирование функции самоконтроля:
- повторить задание вслух (тем, кто хорошо запомнил);
- повторить его после тех, кто сформулировал правильно;
- оценить правильность повторения задания тем или иным ребенком;
- оценить, правильно ли выполняется задание в начале его выполнения;
- повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила выполнения.
Результаты:
- большая часть учащихся самостоятельно осуществляет практическую работу;
- по завершении каждой темы учащиеся готовы к выполнению творческого задания.
Осуществление анализа готовых изделий. Анализ допущенных ошибок. Оценка работ
Цель: формирование умений:
- предупреждать ошибки;
- правильно оценивать качество выполненного изделия.
Алгоритм анализа готовых работ:
1.Сравнить изделие (свое, товарища) с образцом и оценить правильность выполнения по критериям:
- величина деталей;
- их форма;
- их расположение в пространстве;
- качество исполнения;
- качество соединения.
2. Выявить ошибки, недочеты.
3. Выявить их причины.
4. Указать способы их устранения.
5. Указать возникшие в процессе практической работы затруднения, их причины.
6. Выбрать лучшее изделие.
7. Аргументировать свой выбор.
8. Оценить качество изделий.
С целью создания доброжелательной обстановки, предупреждения конфликтной ситуации, развития действий самоконтроля используются следующие игры.
«Веселые мастера»
Дети выбирают Веселых Мастеров - Художника и Сборщика, которые, по их мнению, лучше подходят для этой роли. Выбранные персонажи по очереди оценивают правильность выполненной работы по критериям:
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображе ...
Основные виды депривации, влияющие на психическое развитие детей раннего
возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Термин «депривация» широко используется в психологии и медицине. Он пришел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.