Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса.
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
При чтении небольших текстов имеется возможность обратить самое пристальное внимание на правильное прочтение слов.
При воспитании правильности чтения особое внимание было уделено чтению учащихся показавших средний (Маша Н., Миша Р., Женя Д., Таня Ж., Алёша П., Серёжа Я. , Аня Р.) и низкий уровни (Артём Ш., Вова Д., Андрей Б., Вера У) его сформированности. С последними была проведена и индивидуальная работа.
В качестве важного направления работы было выделено совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза в целях устранения таких нарушений как пропуски, перестановки, замены, нарушения норм орфоэпии (дети часто читали как написано, т.е. орфографически, а не орфоэпически):
Найти в слове согласные и гласные, ударные и безударные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.
Найти слова из 1,2,3-х слогов
Прочитать слова с правильным ударением
Найти слова с ударением на 1, 2, 3-ем слогах
Назвать звуки по порядку
Назвать количество гласных и согласных.
При формировании рациональных способов чтения были использованы следующие приёмы:
Чтение с пометами
ка-ран-даш, кАрАндАш, ка/ран/даш.
Чтение с подготовкой
ра-рва-рвали, то-строй-строить
Чтение многосложных слов
Чтение небольших текстов в различном темпе (по слогам, целыми словами)
Составление слов и слогов.
Чтение слогов и слов по подобию
Эффективным направлением при воспитании правильности чтения являлось следующее направление - развитие умения прогнозирования текста. Для этого использовались следующие приёмы:
Чтение слов с одинаковыми приставками, суффиксами, корнями
-дровами, травами; зима, земля; вьюга, вьюн, вьют.
Чтение устойчивых сочетаний (девица красавица)
Нахождение в тексте слов, похожих по буквенному составу или слов в тексте, написанных на доске
Нахождение в абзаце слов по заданию учителя
Прочитать начало предложения, а его конец найти в тексте
Чтение предложений по догадке (даём начало и вопрос Чем может закончиться?)
Чтение слов по нижним или верхним половинкам букв
Вставить в текст на доске слова из читаемого упражнения
Составить пословицу из частей и найти абзац текста, к которому её можно отнести
Упражнения на словоизменения или словообразования
Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:
кто — кот следы — слезы
так — тот мука — муха
12. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес — лесок шел — пошел
трава — травка нырял — нырнул
Виды упражнений для выработки правильности чтения подбирались с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.
Проводя эти упражнения постоянно обращалось внимание учащихся на на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным.
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивалось чтением слова: Ра \ три \ трам-вай \ трамвай
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являлась речевая зарядка.
В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.
Виды упражнений, используемых на речевых зарядках:
1. Дифференциация сходных слогов и слов ла — ра ма — мя дом — том
ло — ро мо — мё Дима — Тима
лу — ру му — мю кадушка — катушка
2. Чтение слогов по подобию:
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая упражнения необходимо обращать внимание школьников на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т. е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша Лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
Изучение темы «Тождественные преобразования»
Система основных понятий линии тождественных преобразований чрезвычайно проста. В нее входят всего два понятия : тождество и тождественное преобразование. Развертывание этой системы в обучении не приводит к каким-либо принципиальным осложнениям, независимо от положенных в основу курса концепций. В ...
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учрежд ...
История изучения и собирания фольклорных произведений
В начале ХIХ века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни. Многие исследователи обращались к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавший о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наив ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.