1) чтение слов с одинаковым началом:
зы во да лы |
сы бу ря ду |
ма Ма ки ша |
си гу ща бы |
Пе — тух нал сок пел |
Та — нец бун бор зик |
Но — ги ты жи ша |
Со — да ва кол вет |
2) чтение слов с одинаковой концовкой:
- мка рамка сумка дымка кромка |
- ечка печка речка гречка свечка |
- ёнок утёнок лисёнок телёнок слонёнок |
- чек лесочек песочек сыночек щеночек |
- чик ключик летчик пальчик мальчик |
- ка белка кошка банка булка |
3) чтение форм одного и того же слова:
у стола до стола от стола из-за стола |
о столе в столе на столе к столу |
над столом под столом перед столом из-под стола |
После прочтения слов учащиеся составляли предложения.
4) чтение однокоренных слов:
Сад: садовник, садик, садить, садовник.
5) чтение слов с одинаковыми суффиксами и приставками
ок: сынок, ветерок, грибок, дубок, лесок.
ист: фигурист, журналист, гитарист.
По: побежать, поговорить, подумать.
Пере: переписать, перешить, переехать.
6) работа с рифмованными текстами:
Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.
Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы, губы, зубы, быт, дубы.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дым, сады.
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.
Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождалось различными заданиями:
-чтение по абзацам на основе указаний учителя,
-чтение с эстафетой,
-выборочное чтение,
-воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.
Особого внимания требуют дети с затруднениями в сознательном чтении. Работа с ними проводилась, в том числе и индивидуально (Маша Н., Миша Р., Женя Д., Артем Ш, Таня Ж., Алёша П., Вова Д., Андрей Б., Вера У.).
Использовались такие задания:
Прочитать предложение и ответить на вопрос.
Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.
Повторить прочитанное предложение.
Пересказать прочитанный текст.
Найти в тексте ответ на заданный вопрос.
Придумать конец или начало к прочитанному тексту.
При чтении текста обязательным моментом являлась подготовка учащихся к его восприятию:
словарная работа;
выразительное первоначальное чтение произведения учителем;
чтение текстом учащимися;
анализ прочитанного при повторном чтение;
составление плана;
пересказ;
работа над выразительными средствами художественного произведения;
характеристика героя;
творческая деятельность школьников.
Подготовительная работа часто требовала создания наглядной конкретной ситуации, которая лежала в основе текста. Это достигалось при помощи экскурсии в природу, город, показа натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, беседы, в процессе которой актуализируется, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала с предлагаемого в данный момент.
Анализ текста производился в процессе повторного чтения или совмещался с первичным чтением произведения учащимися.
В ходе последовательного разбора содержания внимание акцентировалось на отдельных существенно важных моментах и дети постоянно подводились к пониманию всего произведения в целом.
Закрепление содержания прочитанного текста осуществлялось не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, показа диа-, видеофильмов на эту же тему, но и с помощью иных приемов и средств:
-соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге;
Стратегии воспитания и проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих детей с
нарушением слуха
Как отмечалось выше, психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха в большей степени определяется условиями, которые могут создать родители в семье. Именно от атмосферы в семье, от отношения к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту, от взаимоотношений родителей друг с другом, зависит адекв ...
Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками
интеллекта
Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. При чтении небольших текстов имеется возможность обратить самое прис ...
Способы педагогического руководства
эстетическим воспитанием школьников
Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно творческих способностей школьников. Литературные творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общие творческие потенциал читателя. Главную задачу литера ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.