4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто — стол с-то — сто-ит у-ту-сту — стул с-та — ста-ли а-ра-вра — враг с-ня — сня-ли
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра — трам-вай — трамвай.
5. Чтение слов, отличающихся одной — двумя буквами или порядком их расположения:
кто — кот следы — слёзы
так — тот мука — муха
рам—как лыжи — ложись
6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес — лесок шёл — пошёл
трава — травка нырял — нырнул
решила — решала увидел—увиделся
7. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошёл увял
проделал увёл
просмотрел увёз
8. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами
Был у бабушки баран бил он бойко в барабан
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций. Их хоровое проговаривание способствовало организации учащихся и создавало хороший эмоциональный фон.
Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты ими. На речевую зарядку отводится четыре-пять минут в зависимости от объема материала.
Например, перед чтением текста можно дать учащимся задания: «Читай по подобию», «Читай с подготовкой», «Сравни».
ди — ли — ти; Дин-ка, наш-ли, о-ни, дети;
ли-шли — наш-ли; та-ста — ста-ли; во-дво — дво-ре; ко-кор — корм;
3) т-ть, ит-ить, сит-сить, но-сит — носить.
Перед текстом «На ферме» выполняется следующее упражнение:
а-ла-фла — флаг о-ло-фло — флот о-но-мно — мно-го
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах
Если позволял материал текста, из рассказа выделялась группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку.
Например, из текста о зиме берутся слова: снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось Материал в таблице группируется:
с-не-сне — снеж-ки — снежки
с-не-сне — сне-го-пад
с-пе-спе — спе-ци-аль-ный
с-ко-ско — скольз-ко
с-ко-ско — ско-рый — скорый
с-лу-слу — слу-чи-лось
Ученики прочитывают, следя за указкой, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.
Важно учить умственно отсталых школьников внимательно вглядываться в каждую часть слова. С этой целью учащимся предлагалась группа упражнений «Кто самый внимательный».
Например, при работе с текстом «Говорящий флажок» заранее прочитывались такие слова:
флажок говорит работа работай
флажки говорящий рабочие работает
флажков говорящие рабочему работают
разговаривает рабочий
Чтение столбиков слов проводилось как игра по рядам, с оцениванием выполнение задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.
Второй вариант этого упражнения — чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколькими буквами, либо порядком их расположения.
Группу таких слов проще выделить из стихотворного текста, например из стихотворения «Что говорят двери»: дверь — поверь, на коне—на мне .
Если же в тексте не было группы таких слов, проводилось это упражнение на произвольно подобранном материале, в основу которого взять все же слова из текста, например: стать — спать — опять («На льдине»).
Для проведения речевой зарядки необходимы определенные наглядные пособия и прежде всего таблицы. Изготовление постоянных таблиц требует большой затраты времени. Удобней сделать планшетку в виде наборного полотна с четырьмя-пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идет из урока в урок. Другой вариант - на фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающей их на полотне из фланели, или на магнитной доске.
Предварительные упражнения в правильном чтении решали задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Цели и задачи экспериментального исследования
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов ( хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы ...
Образовательные программы, стипендии, гранты
Санкт-Петербурга
В рамках Программы Фулбрайта в России объявлен конкурс грантов 2013–2014 года для преподавателей ВУЗов. Главная цель программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами. Программа полностью финансируется Госдепартаментом ...
Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.