Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Развитие творчества в непредметном рисовании

Развитие творчества в непредметном рисовании

Страница 3

"Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции.

Важное обстоятельство заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе.

Основная задача непредметного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее ("Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день");

2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", Три желания", "Остров счастья", "Страх");

В непредметном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании непредметного рисования, бесконечно. Однако, основная цель всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Работа с ребенком - это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе преподавателя, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства преподавателя, - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.

Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер (1997) является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства "Я". Сильное чувство "Я" позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка
Символический язык рисования и изобразительного искусства в целом наиболее подходит для выражения содержаний, того, что классики психоанализа называли личным и коллективным бессознательным. Очевидно, что данные идеи отражают неклинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с ...

Формы и методы изучения подраздела "Электротехника" в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; повторительно-обобщающий урок; смешанный, или комбинированный урок. Применительно к данной теме ...

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru