Большинство студентов отметили, что лучшего для приятельских отношений наделяют характеристиками, близкими к его оценке собственной личности, добавляя альтруистичность как свойство, к которому сами стремятся в идеале.
Это можно объяснить тем, что в студенческой среде высоко ценится приверженность к группе, умение выполнять нормы и правила группы, соответствовать ее ценностям.
Для подтверждения гипотезы, что уровень коммуникативно-организаторских способностей и успеваемость в учебе взаимосвязаны (уровень КОС будет выше у успевающих студентов), была проведена корреляция между уровнем успеваемости студентов и уровнем КОС.
Мы разделили группу на три подгруппы:
1 группа - учащиеся с высоким уровнем успеваемости (отличники);
2 группа - учащиеся со средним уровнем успеваемости (ударники);
3 группа - учащиеся с низким уровнем успеваемости (троечники).
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни успеваемости студентов
Уровни |
Абсолютное число |
% |
высокий |
6 |
15 |
средний |
22 |
55 |
низкий |
12 |
30 |
В качестве критерия успеваемости, выявлены средние оценки по 5 главным предметам по результатам сессии. Проведем сравнительный анализ между студентами с различным уровнем успеваемости и КОС, для этого, применим Н - критерий Крускала-Уоллиса.
Таблица 2 - Влияние коммуникативных особенностей на успешность в учебе
Kruskal-Wallis ANOVA by Ranks; КОС Independent (grouping) variable: успеваемость Kruskal-Wallis test: H ( 2, N= 60) =5.61177 p =0,0043 | ||
Правил |
Сумма | |
Grp.1 |
5 |
22,0000 |
Grp.2 |
32 |
132,0000 |
Grp.3 |
35 |
156,0000 |
Рисунок 2 - Влияние успешности в учебе на КОС
Получено влияние КОС на успешность в учебе. Чем выше показатель коммуникативно-организаторских способностей, тем выше показатель успешности в учебе.
Итак, по проведенному исследованию можно сделать общий вывод, что для неуспешных студентов, характерна некоторая внутренняя неуверенность, робость, которые ведут к трудностям в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе.
В целом, группа недостаточно развита как коллектив, и наблюдаются определенные проблемы в межличностном взаимодействии.
Так же большинство студентов в данной группе имеют тенденцию общаться с малым количеством людей.
В соответствии с этим, была организована и апробирована тренинговая программа, направленная на развитие КОС у студентов.
Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...
Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в
отечественной педагогике
Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Главным условием эффективности гражданского во ...
Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая
проблема
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могу ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.