Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента
Ко времени обучения в ВУЗе у студентов уже сформирован индивидуальный стиль общения и деятельности, существуют устойчивые коммуникативные контакты, то использование психологического тренинга как основного метода программы является наиболее эффективным. Тренинг как интерактивная форма работы обеспечивает самовыражение и самораскрытие каждого участника тренинга, приобретение каждым собственного жизненного опыта, предоставляет возможность каждому его участнику принять активное участие в упражнениях, раскрыть свой внутренний потенциал, глубже заглянуть в себя и лучше понять окружающих людей.
Советы по организации тренинговой работы
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
- соблюдение ряда принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
- определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
- применение активных методов групповой работы;
- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Данная программа предназначена для студентов высших учебных заведений.
Программа содержит в себе 12 занятий. Каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении – подведение итогов. Программа рассчитана на 2 месяца. Периодичность занятий – два раза в неделю. Длительность каждого занятия:1 час 20 минут.
Ожидаемые результаты
1). Повышение уровня коммуникативной компетентности студентов
2). Повышение уровня организаторских умений студентов
3). Развитие чувства эмпатии, понимания процесса общения как ценности
4). Развитие вербальных и невербальных средств общения
5). Развитие способности к установлению и поддержанию психологического контакта в общении
Тематическое планирование
№ занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
1 |
Знакомство участников друг с другом, с целью тренинга |
1.)Знакомство участников группы с целью тренинга, принципами работы. 2).Знакомство участников группы друг с другом. «Уши мои – локаторы», «Ассоциации», «Четыре угла – четыре выбора», «Подарок другу» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
2 |
Развитие вербальных и невербальных средств общения |
1). Проверка домашнего задания Что такое невербальное и вербальное общение? 2).Более широкое знакомство членов группы и экспериментирование с вербальным и невербальным общением. Упражнение на невербальное взаимодействие «Лицом к лицу», упражнение «Всеобщее внимание», упражнение «Дискуссия» 3). Что нового узнали? Чем был полезен день? Домашнее задание |
3 |
Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнения на развитие коммуникативных способностей и развитие невербальных средств общения: «Построимся», «Рисунок на спине», «Паззлы». 3). Итоги занятия. Домашнее задание |
4 |
Язык – важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это занятие помогает силами группы изменить структуру своего языка. |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнения, направленные на изменение своего языка, шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. «Я предпочитаю, я не хочу», «Разговор и пространство общения», «Спор при свидетеле» 3). Подведение итогов. Домашнее задание |
5 |
Отработка коммуникативных умений в группе, овладение навыками высказывания и принятия обратных связей. |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2). «Коммуникативные стили», «Диспут» 3). Подведение итогов. Домашнее задание |
6 |
Преодоление барьеров в общении и взаимодействии коллектива |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнение на снятие барьеров в общении и взаимодействии. «Надувная кукла», «Киллер», «Давайте поздороваемся» 3). Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
7 |
Снижение тревожности, связанной с межличностным общением |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2)Упражнения, дающие возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях. «Вопрос-ответ», «Лови кастрюлю», «Молекулы» 3). Итоги занятия. Домашнее задания. Ваши впечатления от занятия. |
8 |
Развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий |
1). Приветствие участниками друг друга. Проверка домашнего задания 2). Основная часть. Деловая игра «Потерянный город», «Окажи внимание другому», «Растопи круг», «Наша группа-это…» 3). «Мои впечатления», обмен впечатлениями. Подведение итогов. |
9 |
Развитие навыков самопознания, самосовершенствования |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Основная часть. Упражнение на развитие рефлексии «Да», «Автопортрет». «Магия нашего имени». 3). Подведение итогов. Что полезного узнали на занятии. Домашнее задание |
10 |
Развитие чувства эмпатии, понимание процесса общения как ценности |
1). Приветствие участников. Проверка домашнего задания 2). Основные упражнения: «Поделись со мной», «Комплименты», «Побег из тюрьмы» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
11 |
Развитие коммуникативных умений |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2.) Упражнения «Желание», «Аэропорт», «Интервью», «Нахал» 3). Подведение итогов |
12 |
Развитие коммуникативно-организаторских умений |
1). Приветствие участников. Проверка домашнего задания 2). Основные упражнения: «Анализ моментов, на которых мы теряем время», «Ассоциативный тест», «Доведи меня до конца» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации
Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной ...
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа
культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...
Особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа
семенных отношений
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.