Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента
Ко времени обучения в ВУЗе у студентов уже сформирован индивидуальный стиль общения и деятельности, существуют устойчивые коммуникативные контакты, то использование психологического тренинга как основного метода программы является наиболее эффективным. Тренинг как интерактивная форма работы обеспечивает самовыражение и самораскрытие каждого участника тренинга, приобретение каждым собственного жизненного опыта, предоставляет возможность каждому его участнику принять активное участие в упражнениях, раскрыть свой внутренний потенциал, глубже заглянуть в себя и лучше понять окружающих людей.
Советы по организации тренинговой работы
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
- соблюдение ряда принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
- определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
- применение активных методов групповой работы;
- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Данная программа предназначена для студентов высших учебных заведений.
Программа содержит в себе 12 занятий. Каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении – подведение итогов. Программа рассчитана на 2 месяца. Периодичность занятий – два раза в неделю. Длительность каждого занятия:1 час 20 минут.
Ожидаемые результаты
1). Повышение уровня коммуникативной компетентности студентов
2). Повышение уровня организаторских умений студентов
3). Развитие чувства эмпатии, понимания процесса общения как ценности
4). Развитие вербальных и невербальных средств общения
5). Развитие способности к установлению и поддержанию психологического контакта в общении
Тематическое планирование
№ занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
1 |
Знакомство участников друг с другом, с целью тренинга |
1.)Знакомство участников группы с целью тренинга, принципами работы. 2).Знакомство участников группы друг с другом. «Уши мои – локаторы», «Ассоциации», «Четыре угла – четыре выбора», «Подарок другу» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
2 |
Развитие вербальных и невербальных средств общения |
1). Проверка домашнего задания Что такое невербальное и вербальное общение? 2).Более широкое знакомство членов группы и экспериментирование с вербальным и невербальным общением. Упражнение на невербальное взаимодействие «Лицом к лицу», упражнение «Всеобщее внимание», упражнение «Дискуссия» 3). Что нового узнали? Чем был полезен день? Домашнее задание |
3 |
Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнения на развитие коммуникативных способностей и развитие невербальных средств общения: «Построимся», «Рисунок на спине», «Паззлы». 3). Итоги занятия. Домашнее задание |
4 |
Язык – важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это занятие помогает силами группы изменить структуру своего языка. |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнения, направленные на изменение своего языка, шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. «Я предпочитаю, я не хочу», «Разговор и пространство общения», «Спор при свидетеле» 3). Подведение итогов. Домашнее задание |
5 |
Отработка коммуникативных умений в группе, овладение навыками высказывания и принятия обратных связей. |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2). «Коммуникативные стили», «Диспут» 3). Подведение итогов. Домашнее задание |
6 |
Преодоление барьеров в общении и взаимодействии коллектива |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Упражнение на снятие барьеров в общении и взаимодействии. «Надувная кукла», «Киллер», «Давайте поздороваемся» 3). Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
7 |
Снижение тревожности, связанной с межличностным общением |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2)Упражнения, дающие возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях. «Вопрос-ответ», «Лови кастрюлю», «Молекулы» 3). Итоги занятия. Домашнее задания. Ваши впечатления от занятия. |
8 |
Развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий |
1). Приветствие участниками друг друга. Проверка домашнего задания 2). Основная часть. Деловая игра «Потерянный город», «Окажи внимание другому», «Растопи круг», «Наша группа-это…» 3). «Мои впечатления», обмен впечатлениями. Подведение итогов. |
9 |
Развитие навыков самопознания, самосовершенствования |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания. 2). Основная часть. Упражнение на развитие рефлексии «Да», «Автопортрет». «Магия нашего имени». 3). Подведение итогов. Что полезного узнали на занятии. Домашнее задание |
10 |
Развитие чувства эмпатии, понимание процесса общения как ценности |
1). Приветствие участников. Проверка домашнего задания 2). Основные упражнения: «Поделись со мной», «Комплименты», «Побег из тюрьмы» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
11 |
Развитие коммуникативных умений |
1). Приветствие. Проверка домашнего задания 2.) Упражнения «Желание», «Аэропорт», «Интервью», «Нахал» 3). Подведение итогов |
12 |
Развитие коммуникативно-организаторских умений |
1). Приветствие участников. Проверка домашнего задания 2). Основные упражнения: «Анализ моментов, на которых мы теряем время», «Ассоциативный тест», «Доведи меня до конца» 3).Подведение итогов, обсуждение занятия. Домашнее задание |
Развитие алгоритмического умения школьников в процессе обучения
математике
Формирование алгоритмического умения – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит ...
Методы оценки знаний, умений и навыков на уроках экономики
Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным в экономике является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование яв ...
Система образования во Франции
Образование во Франции считается одним из приоритетных направлений политики государства. На его нужды расходуется более 20% бюджетных средств. Иностранные студенты могут учиться в государственном университете на тех же условиях, что и граждане страны, то есть за символическую плату. Франция — стран ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.