После реализации программы, внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации, соперничество уступает место кооперации.
Данные показывают, что студенты стали более эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.
То есть, можем сказать, что у студентов после реализации экспериментальной программы появилось активное стремление принадлежать к различным социальным группам, стремление быть как можно больше и чаще среди людей, стремление принимать остальных с целью побуждения интереса, стремление быть в близких, интимных отношениях с остальными членами группы, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства. А также, желание того, чтобы другие стремились быть более близкими эмоционально и делились своими интимными чувствами.
Таким образом, выдвинутые в ходе исследования гипотезы, нашли свое подтверждение. Проведенная развивающая работа способствовала повышению уровня КОС в группе. Это объясняется, скорее всего, тем, что группа стала более равная, стали более общительными и раскрепощенными. Студенты стали более эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.
Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о сложившейся структуре отношений, о взаимных притяжениях и отталкиваниях, о соответствии формального лидера экспектациям членов группы, а также о тех, кто по определенным причинам не принят группой и оказался в изоляции.
Если успеваемость студента прямо пропорционально зависит от их КОС, то повышение КОС, может способствовать оптимизации процесса обучения, а именно - успеваемость студента и КОС имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения.
Таким образом, в настоящее время существует проблема повышения успеваемости и развития коммуникативно-организаторских способностей у студентов ВУЗа. Вопросы развития коммуникативно-организаторских способностей студентов и повышение успеваемости в период обучения в ВУЗе занимают важное место в системе профессиональной подготовки студентов. В условиях быстро обновляющейся жизни современного общества проектирование профессионального образования любого типа и уровня предполагает всестороннее знание начального этапа профессиональной коммуникативной культуры, закладывающейся в вузе. Успеваемость студентов также является важным фактором обучаемости в ВУЗе.
Исследователи рассматривают проблему успеваемости студентов с различных точек зрения. В сущности, все авторы определяют неуспеваемость как длительное отставание ученика в учебе, выражающееся неудовлетворительными оценками, обусловленное индивидуально-психологическими и педагогическими особенностями. Проблема определения эффективности обучения, таким образом, сводится к тому, чтобы найти способы измерения качества усвоения знаний, умений, навыков. Анализ исследований по проблеме успеваемости студентов говорит о том, что личностные особенности обучающихся оказывают непосредственное воздействие на успешность учебной деятельности.
Современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности.
Многими авторами отмечается, что высокий процент студентов ВУЗа имеют низкий уровень развития коммуникативных умений.
Анализ различных классификаций коммуникативных умений позволяет сделать вывод, что чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. В целом, коммуникативная сфера рассматривается различными авторами как интегративная система коммуникативных особенностей, которые способствуют формированию и поддержанию взаимоотношений личности с другими людьми, а также развитию самой личности как активного участника процесса общения.
В связи с тем, что личностные особенности обучающихся оказывают непосредственное воздействие на успешность учебной деятельности, то целесообразным можно считать индивидуальный подход с условием систематической работы со студентами, начиная с первого курса. Помимо соответствующих методики по определению психологических особенностей личности, эффективными формами работы могут быть социально-психологические, развивающие тренинги.
Проблема успеваемости студентов ВУЗа
Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является учебная успеваемость, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подгото ...
Темперамент и личность
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние ...
Теоретические основы эстетического
воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.