Мы классифицировали статьи по 4-ем направлениям:
экологическое воспитание дошкольников;
игровая деятельность;
театрализованная деятельность;
игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников.
Анализ классификации представлен на рисунке.
Рис. 3. Классификация публикаций за 2000-2005 год
Как видно из рисунка:
наибольшее количество статей посвящено экологическому воспитанию дошкольников (57%), что свидетельствует об актуальности вопроса и взросшем в последнее время интересе ученых и педагогов к экологической проблематике, обусловленной необходимостью формирования нового отношения к природе у дошкольников;
неоправданно мало статей посвящено ведущей деятельности дошкольника (игре игровой деятельности) как важнейшего фактора развития ребенка - 28%;
театрализованной деятельности как виду творчества дошкольника уделяется всего 13% от общего числа статей;
- малоисследованным в периодической печати остался вопрос об использовании игры в экологическом воспитании дошкольников (2%), причиной чего, на наш взгляд, является его недостаточная теоретическая и практическая разработанность.
Мы попытались проанализировать ряд диссертационных работ по теме нашего исследования в период с 1995-2005 годы.
Тематику диссертационных исследований можно представить следующим образом: «экологическое образование и воспитание дошкольников и школьников» и «игровая деятельность дошкольников».
Среди них следует выделить работы Н.Н .Скресановой, В.М Воло- шиной, Р.Н. Колчановой, Н.Г.Лаврентьевой, И.С.Телегиной, В.Н. Димовой, в которых акцент делается на формирование экологической культуры у дошкольников. Но гораздо больше по количеству диссертационных работ, посвященных формированию экологической культуры у школьников. В работах П.Д.Алиевой, Л.А. Беркуновой, Д.Ф. Разенковой, Н.Н.Егоровой, С.П.Козыревой экологическая культура рассматривается с позиции социально-философских и аксиолого-педагогических аспектов.
Диссертационные исследования Е.М. Алифановой, А.П. Оттенс, М.М. Стрекаловской, О.В.Вакуленко, Н.А.Волковой посвящены игровой деятельности дошкольников. В работах О.Н. Кышпанаковой, К.В.Сушковой, Н.Н. Гринь, М.Г.Цыреновой и других изучают виды игр и их использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Но вместе с тем, в диссертационных исследованиях остается недостаточно изученным вопрос формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Перед системой дошкольного образования поставлена ответственная задача — организовать работу конкретного педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы.
В создаваемой сегодня системе экологического образования разработаны программы ноосферного образования со значительной гуманитарной компонентой. Эти программы в качестве основополагающих постулатов исходят из признания неразрывного целостного единства с позицией прошлого, настоящего и будущего.
«Новая цивилизация должна начать с новых образовательных программ», - утверждал Н.Н.Моисеев, выдающийся русский ученый и мыслитель, называвший в последние годы жизни тему экологического образования и воспитания приоритетной в сфере экологии.
Следует отметить, что на государственном уровне приоритетной считается образовательная задача экологической направленности процессов обучения и воспитания в период детства.
Сравнивая экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста в зарубежных странах и нашей стране, можно сделать вывод, что:
в зарубежных странах главной целью является - обучение правилам рационального природопользования, воспитание компонентов экологической культуры при гармоничном взаимодействии с окружающим миром;
в Российском образовании несколько другая направленность. В программах дошкольного образования основной целью при развитии детей является ознакомление с окружающим миром. Вопросы природоохраны и рационального использования природных ресурсов не являются ведущими, а рассматриваются лишь в ряде тем.
Обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человека на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого нельзя достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.
Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их
предварительная диагностика
В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней: Высокий уровень - +3. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент знани ...
Практические аспекты организации и проведения
современного урока ФК в школе
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного матери ...
Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему повед ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.