Объем и направленность содержания программ на целостный педагогический процесс позволяет выделить два вида программ: комплексные и парциальные
В рамках нашего исследования мы проанализировали эти программы.
Анализ традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой показал, что заложенные в ней знания о природе содержат лишь некоторые сведения о животных и растениях, разрозненные, отрывочные, на уровне единичных представлений. Связи между ними детям не раскрываются. Отсутствует постепенность нарастания усложнения системы знаний.
С.Н. Николаева свою программу экологического воспитания «Юный эколог» базирует на концепции формирования осознанно-правильного отношения детей к природе. Цель программы: формирование начал экологической культуры у детей. Программа предусматривает необходимые экологические знания о животных и растениях, но упускается вопрос о человеке как части природы. Знания о нем сводятся к физическим, утилитарным потребностям. В этом ее односторонность.
Авторы программы культурно-экологического воспитания «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова) главной целью ставят становление ребенка в мировоззренческом, нравственном и творческом плане (от 3-7 лет). В основе построения программы лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, увязывается с фенологическим, астрономическим, народным и социально- бытовым календарями. Особенно подчеркивается задача раскрытия и развития индивидуально-творческого потенциала.
Программа экологического воспитания дошкольников «Мы — земляне» Н.К.Вересовой, исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности и культуры .
Оригинальная программа ставит необычную цель — создание условий для становления основ экологического воспитания через отношение ребенка к своему дому как к безусловной ценности и осмысление им в связи с этим своего места и роли в мире, осознание соей ответственности за него. Программа акцентирует взаимосвязь животных и растений с окружающей средой, но не рассматривает человека как биологическое существо и часть природы.
Цель авторской программы «Наш дом — природа» Н.А.Рыжовой - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу, место человека в ней. Программа включает комплекс блоков, которые связаны между собой и предусматривают многократную повтор- ность содержания на разных условиях.
Программа экологического воспитания «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Цель программы - развитие у дошкольников начал экологической культуры. У детей развиваются экологические представления, знания о целостности природы, о правилах поведения в ней, т.е. прививается идея экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. Дети накапливают эмоционально-позитивный опыт общения с природой.
Основной целью программы «Планета — наш дом» И.Г.Белавиной — является усвоение новых систем экологических знаний, формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе, овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде. Программа не рассматривает темы, связанные с человеком, отражающие его зависимость и независимость от живой и неживой природы. Не рассматриваются вопросы взаимоотношения человека с животным и растительным миром, результаты его деятельности и особенности природоохранной деятельности.
Краткий анализ современных программ государственного образца по вопросу взаимоотношения человека и природы позволил выявить тенденцию к расширению экологической тематики. В целом они предусматривают определенную систему знаний о живой и неживой природе, о приспособлении живых организмов к среде обитания. Но далеко не все дают знания о человеке как живом организме, части природы, нечетко обозначены возможности охраны природы самими детьми, хотя необходимость формирование таких знаний очевидна.
Контент-анализ действующих отечественных программ экологического образования позволяет говорить о том, что:
все они ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно- ориентированная модель воспитания и индивидуальный подход к ребенку.
в каждой программе поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение.
все программы предусматривают ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого является мир природы и среда созданная человеком.
Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...
Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности чел ...
Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха
Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991) ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.