Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой) позволяют утверждать, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе которого дети получают сведения об окружающей действительности и могут овладеть образцами построения любых элементов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реализация ролевых действий и пр.). На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что два момента - необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.
В области экологического воспитания в настоящее время осуществляется поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно- правильного отношения к природе и себе, как ее части.
Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе - вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике.
Рассмотрим использование различных видов игр в экологическом образовании дошкольников (рис. 2).
Рис.2 Виды игр, используемых в экологическом образовании дошкольников
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованные игры. Изображая различных героев (зверей, птиц), дети знакомятся с окружающим миром природы через образы, краски и звуки.
Игры-драматизации используются в экологическом образовании дошкольников через обыгрывание различных ролей, основу которых составляют стихотворение, рассказ или сказка на экологический сюжет.
А.Б.Бондаренко, А.П.Усова, Н.А.Аванесова отмечают, что наряду с занятием в экологическом воспитании может быть использована дидактическая игра, которая обеспечивает наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на исследования Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, которые отметили прямую связь занятий и игры. Об этом же свидетельствуют исследования Н.Я. Михайленко, Е.В.Зворыгиной, С.Л. Новоселовой, предусматривающие проведение обучающих игр как одного из средств руководства формированием самостоятельной игровой деятельности.
Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений А.В. Запорожца, Л.А. Абрамян, С.Л. Рубинштейна.
По мнению этих ученых, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний.
Исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, на экологических занятиях и различных мероприятиях повседневной жизни.
Авторами было выявлено 3 типа игровых обучающих ситуаций, использование которых целесообразно в экологическом воспитании дошкольников: ИОС с игрушками - аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС — путешествия.
В то же время важно отметить, что преимущества игрового обучения, по сравнению с традиционным простором слайдов и рассматриванием картин, очевидны. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, что имеет большое значение для экологического воспитания дошкольников.
Все рассмотренные виды игр интенсивно развивают у дошкольников мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся экологические знания и достаточно широкий круг представлений о природе. Таким образом, игра как средство формирования основ экологической культуры - это игра, специально организованная педагогом и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
В настоящее время разработаны государственные документы, которые являются важным и необходимым инструментом руководителя дошкольного учреждения по внедрению экологического образования. Ниже мы приводим перечень и содержание основных нормативно- правовых документов, действующих в настоящее время и освещающих вопросы экологического образования и воспитания (табл. 1).
Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в
отечественной педагогике
Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Главным условием эффективности гражданского во ...
Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей
Проблемы музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с ...
Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.