В Концепции экологического образования под редакцией И.Д.Зверева и И.Т. Суравегиной экологическое образование представляется как целостное единство процессов обучения, воспитания и развития.
В формировании у старших дошкольников основ экологической культуры, основанных на экологических императивах, заглавная роль принадлежит воспитанию, которое, оказывая поддержку личности в ее духовно-нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития.
Рис. 1 Компоненты экологической культуры
Экологическое воспитание не может рассматриваться вне социокультурного аспекта, ибо характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культур, носителем которого он является. «Культура - это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежит смыслообразующие ценности».
По справедливому замечанию М.С.Кагана, педагогика оперирует понятиями образования, воспитания, обучения, а понятие культуры не используется в качестве категории формирования человека в детстве. Индивидуально-творческое развитие личности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества.
Главная функция экологического воспитания состоит в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно- эмоциональном и нормативном уровне.
Культура, которую можно считать средством духовного «возделывания» личности, всегда имеет гуманистическую нацеленность. Рассматривая экологическую культуру как результат воспитания, можно отметить что человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии не только с внешним, но и с внутренним миром. Отсюда сущность экологического воспитания видится в развитии личности как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической).
Поскольку человек представляет собой часть природы (в био- экосоциальном аспекте), процесс формирования личности не может не подчиняться общим законам природы. Из этого следует, что все средства формирования личности (в том числе и педагогические) должны быть природосообразпыми, т. е. согласованные с природой самого человека и со средой его жизни (постулат Я.А.Коменского - З.И. Тюмасевой).
С принятием законов РФ «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды» и др. были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы экологического образования, первым звеном которой является формирование основ экологической культуры у детей.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно-обоснованному и гуманистически ориентированному.
Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева и другие полагают, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологического культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологическое воспитание — относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы.
Перед исследователями, педагогами и практическими работниками были поставлены конкретные задачи, сформулированные С.Н.Николаевой в докладе на Ш-ей Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды» (1990):
определение предмета, содержание и специфики экологического воспитания дошкольников; построение системы и выделение ведущих методов;
изменение характера подготовки и переподготовки кадров дошкольных работников с целью овладения основами экологических знаний и методами экологического воспитания детей;
Характеристика музыкальной выразительности
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выраз ...
Понятие дизартрии и характеристика форм дизартрии
В этом параграфе будут рассмотрены формы, этиология, классификация и симптоматика дизартрических расстройств. Краткие сведения о формах дизартрии Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно про ...
Анализ педагогической деятельности в дошкольном образовательном
учреждении
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая пробл ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.