Проведем анализ составляющих компонентов эффективности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Когнитивный компонент.
Интерес дошкольника к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.
На протяжении ряда десятилетий XX века ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания (А.П.Усова, С.Ф.Веретенникова, А.К.Бондаренко, А.Н.Давидчук, Н.А.Ветлугина) уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения. В экологическом образовании дошкольников занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены и систематизированы.
Применительно к формированию основ экологической культуры у дошкольников экологические знания регулируют, направляют и контролируют деятельность и поведение ребенка в природе, в значительной мере определяют и отношение к ней, делая его осознанным, экологически оправданным. Сформированность умений осуществить разнообразную экологически направленную деятельность позволяет ребенку применить в поведении экологические знания, осознанно и активно выразить отношение к природе. Когнитивный компонент в разработанной нами системе проявляет себя в необходимости определения достаточного уровня экологических знаний у дошкольников. В структуре данного компонента можно выделить интерес к окружающей природе.
Эмоционалъно-мотивационный компонент.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.
В «Большой современной энциклопедии» так трактуется «мотивация» - вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей и т.п.
Педагогический энциклопедический словарь раскрывает понятие «мотивы» как побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Детям дошкольного возраста уже свойственно окрашивать свои успехи и неудачи в любой деятельности соответствующими эмоциональными реакциями.
Следует помнить, что процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир «умом», дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей, наоборот, отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира природы имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.
Эмоционально-мотивационный компонент в разработанной нами системе характеризует уровень развития экологической культуры ребенка, мотивы его поведения, установки по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении.
Творческо-деятельностный компонент системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает проявление творчества.
Проблема перехода от теории к практике в развивающем обучении
Конец 50-х - начало 60-х гг. — период создания принципиально новой теоретической концепции развития младших школьников в условиях школьного обучения. Основные элементы этой концепции, базовые гипотезы были апробированы в ходе формирующего эксперимента. Теория создавалась в лабораторных условиях, пр ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Изучение личности обучающегося в ученических
коллективах
Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. 1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с обществен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.