Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов;
наличие функциональных характеристик системы в целом и его компонентов;
целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. Данное свойство специфично для биологических и особенно социальных систем;
наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в 2-х формах:
во взаимодействии с внешней средой (природно-экологическая среда);
во взаимодействии с системами - суб, супер, т.е. более низкого или высокого порядка;
наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;
наличие управления;
Таким образом, под «системой» целесообразно понимать как целеустремленную целостность взаимосвязанных элементов, имеющих новые свойства (интегративные) отсутствующие у каждого из них, связанную с внешней средой.
Дальнейшее рассмотрение вопроса о «системе» и ее признаках, привело нас к осознанию необходимости определения понятия «педагогическая система».
В «Советском энциклопедическом словаре» «педагогическая система» трактуется как «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».
Педагогические системы представляют собой виды социальных систем.
С точки зрения А.М.Прохорова: «педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости».
Понятие «педагогическая система» введено в научный оборот Н.В.Кузьминой в 1970 г. В ее исследовании педагогическая система представлена как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
В контексте нашей проблемы исследования актуальным становится определение «педагогической системы», сформированное Н.О.Яковлевой. Педагогическая система это «система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса», «как совокупности последовательных действий педагога и обучающегося с целью образования и формирования личности последнего». В рамках нашего исследования мы будем придерживаться именно этого толкования категории «педагогическая система».
Опираясь на созданное понятийное пространство работы, системный, культурологический и деятельностный подходы, мы считаем целесообразным представить разработанную систему формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и теоретически ее обосновать (рис. 5).
Опираясь на мнение Г.С.Серикова, который считает, что системы обладают определенными признаками, мы полагаем, что разрабатываемая нами система характеризуется следующими признаками:
целостностью, поскольку каждый элемент системы находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами внутри системы, вступает в образование целостности, но не сводится к ней;
динамичностью, так как содержание исех компонентов системы может меняться;
линейно-возвратным характером, выражающимся в обратной оперативной связи, призванной корректировать полученные результаты.
Методика формирования экологических представлений дошкольников в
дидактической игре
Для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. ...
Организация как функция менеджмента
Как отмечает Сидорова Л.К. организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. определ ...
Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.