Творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающий мир, создавать что-то новое, берет свое начало в дошкольном детстве. Творческие способности у детей проявляются не только в техническом и художественном творчестве, но и в игровой деятельности. Во время игры развиваются познавательные процессы, объединяющиеся в единую деятельность.
Творческо-деятельностный компонент определяет в рамках нашего исследования деятельность ребенка по отношению к окружающему животному и растительному миру, умения и навыки природосообразного поведения.
В русском толковом словаре «процесс» трактуется как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего нибудь».
В процессуальном блоке разработанной нами системы режиссерская игра рассматривается как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.
Процесс режиссерской игры представляет собой последовательную реализацию этапов освоения ребенком позиции субъекта режиссерской игры, который позволит личности:
проявить активность (разыгрывание экологических сюжетов);
творить (создавать игровые образы, развивать экологические сюжеты по ходу игры);
создавать собственный стиль осуществления игровой деятельности.
Рассмотрим педагогические условия, необходимые для реализации
методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре.
В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникает, существует и развивается.
Педагогическими условиями мы называем те обстоятельства, которые могут или способствовать достижению цели или, напротив, тормозить ее достижение.
Режиссерская игра как средство формирования основ экологической культуры будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий.
В комплекс педагогических условий входят:
создание эколого-игровой среды;
руководство игрой;
формирование умения сюжетосложения, ролевого взаимодействия и мотивации на творчество.
Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые они будут использовать в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе.
Важно создавать условия и для развития творческой активности детей в игре. Использование в режиссерской игре не только стихотворений, но и проблемных ситуаций на экологические сюжеты позволяет избежать воспроизведения детьми однообразных действий и приемов. Детям предоставляют возможность выбора (сюжета, партнеров, игрушек), их необходимо поощрять к импровизации (придумыванию своих сюжетов, смене и совмещению ролей).
На всех этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, взаимодействовать друг с другом.
Воспитатель может дать детям образцы общения человека с миром природы, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей и пытаться направлять их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному режиссированию в процессе игры.
Три
группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...
Содержание и организация экспериментальной части исследования
Цель констатирующего эксперимента исследования – изучение особенностей психомоторного развития детей второго года жизни, воспитывающихся в условиях Дома ребенка; определение условий и разработка содержания коррекционно-педагогической помощи. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить анамнести ...
Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.