В зависимости от условий режиссерская игра может выступать в следующих аспектах:
- как средство развития памяти. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготсксго центральной функцией дошкольного возраста является память.
Средство развития мышления. В психологическом словаре «мышление» определяется как опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.
И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственные познания и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности.
Вопросы становления экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения окружающего мира, психолого- педагогические и методологические закономерности его развития, определяющие влияние его на формирование основ экологической культуры личности ребенка 5-7 лет, недостаточно изучены.
Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно- логического).
Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Э.И. Маствилискера, Т.И. Минской, О.Н. Концевой и другими доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если 5-7 лет детей учат наблюдать за природой и делать выводы, у них происходит значительные сдвиги в развитии мышления.
Значит, если в процессе режиссерской игры воспитатель будет учить искать и устанавливать наиболее существенные признаки в явлениях природы и объектах, находить существенные зависимости и связи между ними, у старших дошкольников будут развиваться логические формы мышления.
- как средство развития творческой личности и творческих способностей (воображение и эмоциональность). С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова). Как указывал Л.С. Выготский, именно игра является для ребенка школой эмоций. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь воображения и эмоций очевидна. Мы считаем, что развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и его включения в структуру эмоционального процесса. Психологи утверждают, что развитие воображения служит психологическим механизмом в развитии психической функции дошкольника.
Уровень проявления творческой активности у ребенка целесообразно рассматривать через отношения личности с внешней средой. Эти отношения настолько значимы, что невозможно представить развитие творческих способностей ребенка без осознания им взаимовлияния «мира» на «индивидуальность» и наоборот. В режиссерской игре ребенок выступает в роли творца, поэтому необходимо поощрять в ребенке инициативу, изобретательность, уверенность в себе, своих силах и способностях. Если в процессе игры необходимо развивать у ребенка умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, то в дальнейшем это умение ребенок может применить в различных видах созидательной экологической деятельности.
Средство организации общения.
Игра-главная сфера общения детей, в ней познается социальный опыт взаимоотношений, она является сферой детской активности.
Для старшего дошкольного возраста характерно дальнейшее развитие мотивов общения, в силу которых ребенок стремиться установить и расширить контакты с окружающими.
У старшего дошкольника заметную роль в поведении начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому и пр.
Задачи урока физической культуры
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительны ...
Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...
Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки: - согласие ребенка на помощь и поддержку, - опора на личные силы и потенциальные возможности личности, - вера в эти возможности, - ориентация на ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.