возможностями учителя (педагогическим опытом, индивидуально- личностными особенностями и способностями, уровнем теоретической и практической подготовки).
Исследователи, вводя понятие «педагогический метод», концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах:
продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности;
сочетание в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении.
Педагогический метод - это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Он предполагает довольно тонкий и творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников, учет их достижений, характера самостоятельных действий, а потому достигает воспитательно-образовательного эффекта. Трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Педагогическим примером успешного воплощения данной идеи является «сотрудничество» (Ш.А. Амонашвили).
Все обозначенные позиции по педагогическому методу имеют прямое отношение к определению и обсуждению методов экологического образования дошкольников. Основой для их построения являются:
учет специфики содержания экологического образования;
подход к любой деятельности, как педагогическому методу, если эта деятельность насыщена экологическим содержанием; позволяет решать задачи экологического образования детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижения воспитательно-образовательного результата;
одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом образовании: компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, то есть обеспечивают решение воспитательных задач в этой деятельности.
Важное значение имеет и общее рассуждение о педагогическом методе, как о соотношении метода и приема.
Известно, что метод - это более крупная и более общая единица педагогики, а прием - более мелкая и частная единица. Метод включает в себя большое разнообразие приемов, различные варианты их сочетания. Н.А.Сорокин утверждает, что методическими приемами являются отдельные детали метода, его составные части. При этом он считает, что между методом и приемом существует взаимосвязь: метод может переходить в прием и наоборот.
Метод можно рассматривать и как устойчивое, протяженное во времени, педагогическое явление. Прием же «одноразовое», короткое и очень гибкое явление, прием всегда подчинен методу. Именно прием - его изобретение, индивидуальное исполнение - является выразителем творчества педагога, его педагогического почерка. Разные воспитатели, используя один и тот же метод, но по-своему наполняя его конкретными приемами, могут продемонстрировать разное течение педагогического процесса и достижение разных воспитательно-образовательных эффектов.
Ценность любого метода зависит от того, в какой степени она вызывает вообще познавательную, эмоциональную и практическую активность ребенка, так необходимую в исследовании действительности и воздействия на нее.
Согласно логике нашего исследования, следующим компонентом разработанной нами методики будут рассмотрены методы:
Метод формирования сознания личности ребенка (эколого-игровая среда). Среда жизни современных дошкольников содержит в себе много стрессовых факторов, в частности, излишне интенсивный и монотонный ритм работы и жизни, отсутствие условий для свободного волеизъявления, скученность, неэстетичность окружающей среды, оторванность от мира природы и многое другое. При этом следует отметить, что дети, в отличие от взрослых, больше подвержены вредным влияниям среды и нуждаются в большей защите от них, поэтому одной из задач современной науки о среде, является задача создания окружающей среды для гармоничного развития ребенка.
Особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа
семенных отношений
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...
Зарождение воспитания в первобытном обществе
Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продуктивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно дает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позво ...
Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников
Формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в процессе всей их жизнедеятельности. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированности качеств личности и уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления этих показателей у младш ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.