ая ступень - творческое постижение действительности.
Практическое взаимодействие ребенка с природой определяет в его экологическом сознании единство эмоций и чувств. В этом случае экологическая установка личности на поиски совершенных способов действий становится естественным для ребенка компонентом его общей экологической культуры.
На протяжении подготовительного этапа важно обеспечить эмоционально-чувственную активность ребенка в режиссерской игре следующим образом:
обеспечить ситуацию сотрудничества и успеха;
проводить тренинги-эмпатии, которые позволят детям представить себя любым объектом природы, проникнуться чувствами и переживаниями другого объекта, осознать свои;
Второй (основной) этап определяется побуждением детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому.
На этом этапе целесообразно вести работу в направлении углубления чувственно-эмоционального восприятия. Обыгрывание сюжета определенного стихотворения экологического содержания поможет детям лучше выразить свои переживания эмоционально и вербально. Исполнение ребенком определенных действий с игрушкой-животным или растением позволит детям не только отражать внешние особенности изображаемых персонажей, объектов, но и заставит их внимательнее всматриваться, вслушиваться в произведение, стараться понять его, вжиться в художественные образы.
Следует отметить, что ребенок начинает примерять на себя «одежды» различных природных персонажей, выступая в роли и «режиссера» и «актера». Неодушевленные предметы будут способны одушевляться, животные смогут думать и чувствовать как человек. Таким образом, у ребенка появится способность воспринимать изучаемый персонаж как существо, не зависимое от воли других.
В результате у старшего дошкольника сформируются определенные нравственные качества:
чувство сострадания и предвидения угрожающей природе опасности, стремления предотвратить эту опасность;
понимание того, что все в природе взаимосвязано; нет «полезного», «вредного», «неисчерпаемого».
Становление и развитие способности у старшего дошкольника к самостоятельному природосообразному поведению в природе возможно только в реальной природоохранительной деятельности:
познавательной;
трудовой;
игровой;
деятельности в природе.
Методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель взаимодействия. Задача педагога так организовать игровой процесс, чтобы ребенок имел возможность выдвигать свои гипотезы, не боясь при этом сделать ошибку. Предполагается, что правила поведения в повседневной жизни, в природе дети формулируют сами, на основе полученных знаний и эмоциональной оценки явлений, педагог только подводит их к необходимых выводам.
На третьем заключительном этапе совпадение определенных экологических знаний и поведения в природе можно рассматривать как высокий уровень формирования основ экологической культуры.
Логика изучения «формы», как сущности компонента методики, определяет задачу рассмотрения этого понятия.
В «Русском толковом словаре» «форма» определяется как «Структура, устройство, внешнее выражение чего-нибудь, связанные с определенным содержанием».
Л.В. Мархадаев так раскрывает понятие форма (от лат. forma - вид, наружность) - наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо; способ существования и выражения какого-либо содержания. В педагогике форма определяет организационную сторону педагогического явления.
Как отмечает Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова, режиссерские игры индивидуальны, в них развивается инициативность - качество важное для развития личности старшего дошкольника.
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческ ...
Методы воспитания, их характеристика, классификация
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...
Факторы, способствующие повышению активности
школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.