Школьный коллектив складывается из пед.ученического состава. Детский к-в – это группа людей, объединенных общими интересами, целями, совместно соц.значимой деятельностью, кот.имеет ряд признаков:
совместная деят-ть
связь деят-ти с задачами, деловые межличностные отношения
сплоченность
коллективная идентификация (гуманное отношение друг к другу)
возникновение общей общественно полезной цели и общ.отношений
коллективистское самоопределение (осознанное признание значимости решений коллектива)
соц.-ценностный хар-р мотиваций межличностных выборов
высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу (значимость группы для личности)
в коллективе складываются различный типы отношений:
официальные – на должностной основе
неофициальные – на личной основе
рациональные – при объективной оценке
эмоциональные – при индивидуальном восприятии
деловые – основаны на выполнении совместной работы
личные – независимо от хар-ра работы
В структуре коллектива выделены понятия:
позиция – определяет оф.положение человека в подсистеме отношений
статус – неформальная соц.-псих. Хар-ка положения чеовека
роль – определяет восприятие и оценку человека в системе отношений к.
внутренняя установка человека (личное субъективное восприятие человеком своего собственного статуса)
композиция – отражает своеобразие индивидуальности состава к.
При развитии к.можно р/м его свойства и черты:
ценности к.
традиции, обычаи, ритуалы
коллективное мнение
психологический климат
Детская группа в своем развитии проходит на пути к коллективу проходит 5 осн.этапов:
песчаная россыпь – формальное объединение людей при общем знакомстве, первичное распределение обязанностей
мягкая глина (группа-ассоциация) – наличие общей цели, есть оф.структура, но нет единства в действиях, нет организованного единства и псих.коллектива. уэтой гр.возможны след.пути:
прогрессивный
притупление на месте – в гр.нет стабильности и нет эффективности в действиях
мерцающий маяк или группа –кооперация. Установлена структура, наблюдается выс.уровень готовности к решению задач, возможно сотрудничество, признанный инициативный актив, но и четко выражен пассив.
алый парус – группа-автономия. Хар-ся высоким уровнем развития по многим параметрам, коллективу свойственны внутр.сплоченность, отсутствие группировок по симпатиям. Сравнивают себя с др., обращают внимание на свои успехи.
горящий факел или группа-коллектив. Единые интрересы, организованность, подготовлненность, коммуникативность.
В работе воспитателя по организации детского к.можно выделить след.направления:
организация разнообр.увлекательной деят-ти
орг-ция общения для создания благопр.психологич.климата в к.
Функции педагога:
организаторская
диагностирующая
обучающая
коммуникативная
корректирующая
основные задачи:
изучение состояния к.
определение близких и дальних перспектив
планирование
орг-ция коллективной творческой деят-ти
орг-ция кол-го анализа и оценка деят-ти
предъявление единых требований
оказание помощи инициативным группам
обучение общению
помощь органам самоуправления
коррекция положения учащихся в к.
Игровые технологии в воспитании
Различные типы игр:
подвижные – обеспечивают физическое развитие и здоровье детей.
Командные
Групповые
Парные
Одиночные
Подвижная игра снимает с ребенка умственное напряжение, учителю следует следить за тем, чтобы у детей не было физич.перегрузок. помимо физич.способностей развивают психологические качества (воля, лидерство, организованность, коллективизм). Характерная особенность – детям представляются равные права и возможности.
интеллектуально-творческие
познавательные
дидактические
предметные
развивающие
Игра как дидактическое средство выступает одним из средств активизации познавательной деят-ти.
ролевые
В таких играх дети отражают мир во всем своем многообразии. Они – это формы моделирования детьми соц.отношений с свободной импровизации.
деловые
Это форма воссоздания предметного и соц.содержания проф.деят-ти.
Все игры носят воспит.характер и призваны выполнять определенные функции:
воспитательная
развлекательная
коммуникативная
психотерапевтическая
коррекционная
диагностическая
самореализационная
социокультурная
Позиции педагога в игре:
реструктивная – позиция наблюдателя (сохр.власть над детьми)
пермиссивная – стремление к бесконфликтному общению
Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в
условиях музыкально-игровой деятельности
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников. Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по ре ...
Условия положительного воздействия
на творческие способности ребенка непредметного рисования
Непредметное рисование обладает такой важнейшей характеристикой, как свобода деятельности, т.е. ее неограниченность формальными рамками. Говоря о свободе творчества, ученые и педагоги-практики расходятся во мнении в одном аспекте этой проблемы: свобода и дисциплина (творчество и исполнительность).Э ...
Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих
способностей младших школьников
Современная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления тво ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.