Проблема готовности человека к труду является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Несмотря на существование различных трактовок понятия готовность – наличие способности, качества личности, отношение, временное состояние – все они сходны в одном: готовность рассматривается как общественная предпосылка деятельности человека. Выделяются различные виды готовности: психологическая, моральная, практическая, профессиональная. Требования к деятельности, к психологическим процессам, состоянию, опыту и свойствам личности определяют содержание и структуру готовности личности к труду.
Анализ психологической готовности учителя музыки педагогической деятельности вызвал необходимость разработки ее критериев. Нами выявлены личностные (когнитивно-мотивационный, коммуникативный, эмотивный) и деятельностные критерии (совокупность теоретических и практических умений), показателями которых являются:
понимание роли деятельности в развитии личности;
стремление к пониманию психолого-педагогических знаний;
адекватная самооценка;
эмоциональная удовлетворенность профессиональным выбором;
развитие эмпатийных качеств личности;
умение анализировать успехи и неудачи в педагогической деятельности;
осмысление своей позиции в деятельности;
проявление творческой инициативы и др.
В ходе эксперимента были решены следующие задачи:
приобщить студентов к углублению знаний по психологии учебной деятельности, стимулировать профессиональное самообразование;
научить студентов и учителей музыки приемам диагностирования познавательного интереса, дифференциации учебной работы с учетом различных уровней познавательного интереса;
психологически подготовить к организации практической деятельности в школе.
Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение — вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое — ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;
во-вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания — формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.
Реализация всех этих возможностей музыкального обучения I воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учител. Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель—не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности.
Учитель — это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.
В ходе проведения работы были поставлены следующие вопросы:
дать исходные теоретические позиции деятельности учителя музыки, чтобы помочь педагогам-практикам шире взглянуть на свою профессию;
проанализировать разносторонний характер творческой деятельности учителя музыки.
Постановка этих вопросов во многом обусловлена новой программой по музыке, которая дала возможность рассматривать деятельность учителя музыки с более широких позиций: не только вести уроки музыки, но быть воспитателем и пропагандистом в самом широком значении этого слова.
Так же были выявлены следующие умения:
умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;
быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;
учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;
Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной
работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...
Использование технологий личностно-ориентированного обучения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому со ...
Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей
ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.