– осуществить выбор форм, методов и средств обучения,
способствующих формированию профессионального интереса у учащихся путем использования вариативности и гибкости их применения, учитывая особенности взаимодействия преподавателя и обучающихся;
Таким образом, при реализации в медицинском колледже технологии обучения будет правомерно рассматривать технологию обучения не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный "инструмент", позволяющий организовать формирование интереса к профессиональной деятельности.
Для того чтобы обосновать правомерность использования технологического подхода, считаем необходимым провести анализ существующих подходов к обучению в общем.
Не новым является утверждение о существовании дисциплинарной модели обучения при использовании традиционного подхода
в обучении. Основной чертой данного подхода является избыточная информативность и большая перегруженность изучаемых предметов. Однако социально-экономические преобразования в стране, диктующие свои условия на рынке труда, требуют профессиональной мобильности специалистов. Отсюда возникает необходимость расширения профиля их деятельности. Из большого объема информации важно отобрать наиболее значимую, формируя таким образом систему знаний и способов деятельности учащихся, чтобы они могли эффективно использовать ее в разных профессиональных ситуациях. Это может проявится в углубленной проработке вопросов, связанных с профессиональной деятельностью и конкретизирующих содержание учебной информации применительно к профессии, по которой готовится специалист, в отборе практических задач и заданий. Работа такого рода не может не способствовать формированию интереса к приобретаемым профессиональным знаниям, именно тогда возможно соблюдение принципа: "учить нужно не предмету, а специальности", стратегическая суть которого сводится к целенаправленной ориентации всех дисциплин для целостного изучения явлений и процессов, формирующих профессиональные знания, умения и значимые качества специалиста.
В традиционной системе содержание обучения преподносится в готовой форме формализованной системы знаний, часто оторванных от профессиональной ситуации, в которой приходится действовать выпускнику. Эта система включает в себя правила, которые подтверждается отдельными примерами. В традиционном подходе содержание обучения не отражает взаимосвязи между объектами изучения и будущей профессией, знания не имеют связи с будущей профессией.
Учащиеся постоянно находится в искусственной (как по форме, так и по содержанию) образовательной среде и лишен возможности в процессе обучения строить собственную траекторию профессионального образования.
В традиционной системе доминирует заучивание. Под заучиванием понимается совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом. В этой системе процессы усвоения и запоминания, как правило, сводятся к чтению учебника или дополнительной литературы, практическим и лабораторным занятиям, решению задач, ответам на вопросы.
Традиционный подход "основывается на изучении дидактических категорий как отдельных независимых единиц учебного содержания. Их автономный характер не позволяет увидеть взаимосвязь и взаимодействие дидактических категорий в ходе учебного процесса, не дает возможности представить полную картину его развертывания". Следовательно, без четких установок, ²для чего все это необходимо², интерес к приобретению знаний снижается, а, как следствие, это находит своё отражение и в формировании профессионального интереса.
Традиционный подход в обучении имеет несколько составляющих, постараемся рассмотреть их с точки зрения формирования профессионального интереса.
Первая составляющая – содержательная, она четко установлена стандартом образования и сведена до обязательного минимума. Так как профессиональный интерес является проявлением сочетания нескольких групп мотивов, развитие биогенных мотивов при использовании традиционного подхода сводится к минимуму. Будучи отражением познавательной потребности присущей каждому индивиду, такие качества, как любознательность, стремление узнать как можно больше нового об интересующем предмете, не представляется возможным в рамках учебного процесса.
Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...
Концепция Л.В. Занкова
В конце 50-х гг. XX века, научным коллективом под руководством Л.В. Занкова, было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников ...
Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную
основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.