Полученные данные изучались, анализировались, сравнивались и обобщались, что позволяло вносить определенные коррективы в ход экспериментальной работы. Математическая обработка этих данных подтвердила существующие зависимости между изучаемыми явлениями и процессами.
Для определения уровня сформированности профессионального интереса было проведено анкетирование, в котором участвовало 360 человек. Все респонденты отвечали на вопросы анкеты, которая проводилась с целью выявления уровня сформированности профессионального интереса на момент поступления в колледж. Данные, полученные в ходе экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности профессионального интереса на начальном этапе обучения, подтверждают предположения о том, что многие учащиеся поступили в колледж, не имея интереса к выбранной профессии. Все учащиеся, принявшие участие в анкетировании, были разделены на три группы по степени выраженности сформированности профессионального интереса. Степень выраженности сформированности интереса к профессиональной деятельности представлена как: высока, достаточна, критическая.
В процессе работы были учтены особенности обучения в медицинском колледже. Выпускники 11-го класса, поступившие в медицинский колледж, зачисляются на второй курс, являющийся по сути дела для них первым годом обучения, в течение которого учащиеся адаптируются к новым условиям учебной деятельности. Адаптация учащихся к условиям обучения происходит на различных уровнях: индивидуальном, личностном, социально-психологическом.
Мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые относят адаптацию к элементам социализации человека, понимая ее как сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, а также усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Данный период важен в связи с выполнением им функции регуляции развития учащихся в новых условиях, что способствует или, напротив, препятствует успешному овладению профессиональными знаниями умениями и навыками.
Характерно, что для определенной части обучающихся, имеющих достаточно высокую степень развития интеллекта, изменение социального статуса и психологическая неподготовленность к изменениям в трудовой деятельности влекут за собой изменения общего состояния человека, наблюдается более низкий уровень работоспособности обучающихся при большей моральной напряженности.
У каждого учащегося, как показывают исследования, свой индивидуальный и временной период адаптации, на длительность которого влияют как объективные, так и субъективные факторы. Н.В. Тельтевская к числу объективных факторов относит:
· изменение условий трудовой деятельности (учение как вид трудовой деятельности);
· режим учебного труда;
· вхождение в новый коллектив, новую группу людей, каждый из членов которой имел ранее определенный статус, который в настоящее время предстоит изменить;
· неопределенность цели учения (для некоторых учащихся период профессиональной подготовки означает какое-то временное решение их вопросов);
· существенные различия в требованиях к учению, действовавших ранее в школах и вновь предъявляемых в связи с изменением социального статуса;
· использование преподавателями методик обучения, отличающихся от методик преподавания учителей, ранее их обучавших.
Наряду с объективными факторами весьма специфично проявляются и субъективные, среди которых особо следует выделить:
· умения учащимися реально оценивать свои способности (способности умственной деятельности);
· решение бытовых проблем;
· степень сформированности навыков систематической и самостоятельной работы;
· рациональное использование времени;
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о
педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...
Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...
Гуманизация образования
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности быти ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.