В результате чего такое важное условие, как отбор и структурирование содержания учебного материала, не может быть реализовано, так как содержание четко установлено стандартом образования. Зачастую при использовании традиционного подхода в обучении изучение отдельно взятых дисциплин идет в отрыве друг от друга. Возникает трудность при реализации такого условия, как обеспечение межпредметных связей. Изучение, например, таких учебных дисциплин в медицинском колледже, как анатомия и физиология человека, фармакология, основы латинского языка и медицинской терминологии и др., должны в значительной степени перекликаться, и работа преподавателей должна идти параллельно. Это облегчает работу преподавателей различных дисциплин и способствует увеличению учебного времени в рамках занятия. Время, которое может быть затрачено для объяснения процессов и явлений, изучаемых и на других учебных дисциплинах, может быть использовано для работы по углублению и расширению знаний учащихся в области конкретно взятой темы.
Вторая составляющая – модель обучения, куда входят различные формы, методы, приемы и средства. Традиционному подходу в обучении характерны традиционные лекции, семинары; обучение построено на ²педагогике требований², на первый план выходит авторитарная схема. Все формы обучения определены заранее, что не дает возможности развиваться творческой стороне личности учащегося, и ведет к монотонному, однообразному выполнению заданий – отсутствию интереса при их выполнении.
Такое условие, как выбор форм, средств и методов обучения, также не реализуется, потому что четкое их разграничение в использовании происходит еще на стадии планирования и не может претерпевать изменения.
Третья составляющая – организационная, учащиеся должны адаптироваться к преподавателю, источником знаний для учащихся учебник и лекция. Возвращаясь к вопросу о профессиональном интересе, который находит проявление в мотивах, нельзя не вспомнить о социогенном мотиве его проявления. Формирование личности будущего специалиста, его профессиональное становление должно основываться на его отношении к обществу, стремлении войти в какую-либо социально-профессиональную группу. На этом этапе необходимо расширять источники получения информации, давать возможность обучатся бок о бок с представителями будущей профессии, что, безусловно, будет способствовать формированию профессионального интереса у учащихся.
С этой целью условие профессиональной ориентации в направлении учебной деятельности может в значительной степени способствовать достижению поставленных целей. При использовании традиционного подхода в этом отношении наблюдаются значительные затруднения.
Четвертая составляющая – мотивационная, у преподавателя нет мотива и времени для соотнесения своих подходов с особенностями учащихся. В связи с тем, что все учащиеся имеют различные умственные способности, способности воспринимать и реагировать на учебный материал и т. д., в учебном процессе возникает такое явление, как отсутствие интереса в рамках учебного занятия, дисциплины и др. Если говорить о получении профессии, формирование профессионального интереса затрудняется или полностью отсутствует. Ведь ориентации на личность учащегося при традиционном подходе не существует.
Важно, на наш взгляд, упомянуть о личностно-ориентированном подходе в обучении, идеи которого нам также близки.
Основной принцип личностно-ориентированного подхода
состоит в признании личности обучающегося в образовательном процессе. Такие ученые-педагоги, как В.В. Давыдова, И.А. Зимняя, А.И. Леонтьева и др., занимаются разработкой личностно-ориентированной модели образования. Условия для интеллектуально-ценностного развития учащегося как свободной индивидуальности создаются благодаря учету их личностных особенностей и вовлеченности обучающихся в процесс обучения.
Из опыта роботы учителей по использованию элементов множеств в обучении математике
в начальных классах
Изучая опыт работы учителей по журналам «Начальная школа», «Башkортостан уkытыусыhы», методических разработок, нашли много примеров по использованию множеств в обучении. Например: в журнале «Начальная школа» учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему «З ...
Представления старшеклассников о будущей профессии
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном "Я" тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного за ...
Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.