Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:
- согласие ребенка на помощь и поддержку,
- опора на личные силы и потенциальные возможности личности,
- вера в эти возможности,
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия,
- совместность, сотрудничество, содействие,
- конфиденциальность (анонимность),
- доброжелательность, безоценочность,
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства,
- реализация принципа «не навреди»,
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития.
Выделяются следующие этапы педагогической поддержки:
- диагностический – устанавливает или сигнализирует, что есть проблема, о которой сообщает подросток,
- поисковый – приводит к совместному с педагогом поиску причин проблемности,
- договорной - способствует «заключению» договора между ребенком и взрослым о действиях по разрешению проблемы,
- деятельностный – показывает самостоятельность действий ребенка и стимулирование этих действий взрослыми,
- рефлексивный – констатирует факт разрешимости проблемы и осмысление воспитанником и взрослым нового опыта жизнедеятельности.
А. Асмолов считает, что для осуществления педагогической поддержки необходимо:
- помочь ребенку стать личностью, то есть иметь социальную позицию, иметь линии развития (адаптации, индивидуализацию, интеграцию), иметь возможность выбора той или иной деятельности,
- содействовать и поддерживать самостоятельные решения ребенка,
- поддерживать ребенка в осуществлении его индивидуальности.
Ломка личностной ориентации по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность воспитуемого. В поведенческой практике педагогам приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Для процесса педагогической поддержки можно использовать различные метода и приемы педагогического воздействия, которые делятся на четыре основные группы:
Созидающие, содействующие улучшению взаимодействия между воспитателем и воспитанником:
проявление доброты, внимания, заботы.
просьба,
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения),
прощение,
проявление огорчения.
проявление умений учителя,
поручительство.
Созидающие, содействующие повышению успеваемости школьников:
организация успеха в учении,
ожидание лучших результатов.
Созидающие, вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения:
убеждение,
доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы,
вовлечение в интересную деятельность,
пробуждение гуманных чувств,
нравственное упражнение.
Тормозящие приемы педагогического воздействия:
констатация поступка,
необычный подарок,
наказание - упражнение, наказание - ограничение, наказание - условность, наказание изменением отношения.
предупреждение,
проявление возмущения,
ласковый упрек,
необычное приказание,
ирония, мнимое одобрение, карикатура и т.д.
Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой, так как именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Наиболее типичные опасности, исходящие из семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них; агрессивность к родителям и окружающим, низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов компенсации и самоутверждения.
Обращая внимание родителей на неблагополучное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить и соблюдать внутрисемейные психолого-педагогические факторы, имеющие воспитательное значение.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...
Работа по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
со стёртой дизартрией
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чирки ...
Калькуляция образовательных
платных услуг
В данном параграфе мы проведем расчет образовательных платных услуг. Вначале рассмотрим методику расчета стоимости этих услуг. Расчёт стоимости дополнительных платных услуг производится в МАДОУ, согласно принятому Собранием депутатов Первоуральска положению № 310 от 29.03.2012г." О порядке уст ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.