Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А.Н. Леонтьев, Т.В. Маркова, В.А. Петровский, Т.А. Куликова и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация типов семейного неблагополучия, а также стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.
В данной работе нами были изучены и использованы следующие источники: Семейный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследованиями Института детства Российского детского фонда установлено, что в условиях социальных преобразований, происходящих в нашем обществе, наиболее уязвимым является подросток. Таким образом, одна из главных причин современного семейного неблагополучия – отсутствие должной психолого-педагогической поддержки ребенка. Актуализируется роль образовательных и воспитательных учреждений как центров социальной стабильности.
В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Снижение покупательной способности, обнищание средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным, с 1998 года наблюдается уменьшение населения. Если в 2002 году прирост населения составлял 749, 9 тысяч человек, то в 2004 году смертность превысила рождаемость на 880 тысяч, в 2005 году - на 1,2 млн. человек. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании.
Актуальность данной работы заключается в неоспоримой роли семейного фактора (особенно влияния того или иного типа семейного неблагополучия на развитие ребенка) и в необходимости выявления методов социально-психологической поддержки детства.
Проблема: каковы типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
Цель исследования – на основе теоретического исследования выявить методы и приемы, средства и формы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме семейного неблагополучия; определить типы семенных отношений.
2. Исследовать социально-педагогические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания.
3. Проанализировать особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений
4. Изучить и систематизировать методы социально-педагогической поддержки детства.
5. Определить методы социально-педагогической поддержки детства.
Объект исследования – процесс социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей.
Предмет исследования – пути и формы социально-педагогической поддержки детей неблагополучных семей.
Это позволило сформулировать следующую гипотезу: если изучить типы семейного неблагополучия, влияющие на процесс формирования личности подростка, то при социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей, можно добиться значительных результатов.
Теоретическая значимость: исследования работы заключается в том, что нами получены и обоснованы данные по проблеме семейного неблагополучия, выявлены методы и приемы, средства и формы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей; исследованы социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания; проанализированы особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений, а также выявлена роль коррекционной работы с подростками из неблагополучных семей.
Новизна: данной работы заключается в том, что мы разработали коррекционную программу для подростков из неблагополучных семей. Коррекционная программа для личностного роста.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, литературы, приложения.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, классификация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности, анкетирование, тестирование, опросы).
База исследования: Авзянское отделение милиции, Белорецкого ГРУВД.
Методика формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного
возраста
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Рассмотрим методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в концепциях отече ...
Педагогические теории Нового времени
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571–1635). Ратке за ...
Возможности использования дистанционных технологий на уроках информатики
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а так ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.