Из таблицы видно, что все участники эксперимента имели отягощенный неврологический анамнез: в 100% случаев отмечались последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза различной степени выраженности; 50% детей родились недоношенными (на сроке от 29-ти до 36-ти недель беременности); у 80% детей имелись соматические заболевания, такие как:
функциональная кардиопатия – у 20%
рахит 1 степени – у 40%
грыжи – у 30%
гипотрофия –у 10%
атопический дерматит – у 10%
гепатит в форме носительства – у 20%
Кроме того, один ребенок был рожден женщиной, страдающей алкоголизмом, один – от женщины, перенесшей сифилис, один – от женщины, больной шизофренией.
Методика констатирующего эксперимента
При проведении констатирующего эксперимента нами использовалась методика оценки нервно-психического развития детей второго года жизни, разработанная проф. Н.М. Аксариной, доц. К.Л. Печорой.
Оценка психомоторного развития детей 2го года жизни по данной методике проводится по основным линиям развития:
понимание речи;
активная речь;
сенсорное развитие;
игра и действия с предметами;
движения;
навыки самообслуживания.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается
задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка 2го года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала (эпикризисного срока):
1 год 1мес. – 1 год 3 мес.,
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес.,
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес.,
1 год 10 мес. – 2 года.
Рассмотрим подробнее методику определения уровня психомоторного развития детей 2-го года жизни:
1год 1 мес. - 1 год 3 месяца
Понимание речи
Понимание названий окружающих предметов.
1. Материал: 3—4 игрушки —машина, мячик, собака, матрешка).
Методика: Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где .?» —ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.
Поведение ребенка: По просьбе взрослого он находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал. Предметы одежды, обуви.
Методика. Ситуация естественная — в общении с ребенком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.
Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов.
Понимание ребенком действий.
Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.
Активная речь
Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин.
Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «ляля», «бах» и др.)
Сенсорное развитие
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка
Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных ос ...
Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успеш ...
Конспект урока декоративного рисования: «Орнаменты Унцукуля»
Тема: «Орнаменты Унцукуля» - составление узора в полосе по мотивам унцукульского орнамента. Учебные цели и задачи: ознакомление учащихся с унцукульским искусством художественной обработки дерева. Развитие у детей навыков изображения геометрического орнамента и приемов кистевой росписи. Оборудование ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.