В соответствии с социальным заказом государства и общества на основе системного, культурологического и деятельностного подходов нами разработана система формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Система формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности имеет в своей структуре целевой, организационно-содержательный, процессуальный, корректирующий и результативный блоки.
Особенностью данной системы является взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса, реализуемых средствами игровой деятельности.
Результативным аспектом реализации системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности является формирование у старших дошкольников экологической воспитанности, экологического отношения к природе и экологической деятельности и поведения.
На основе системного, культурологического и деятельностного подходов нами разработана методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, обеспечивающая эффективность реализации разработанной системы и предусматривающая развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению.
Вышеназванные положения выдвинутой гипотезы требовали проверки в ходе опытно-поисковой работы как одного из наиболее надежных комплексов методов педагогического исследования.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений МДОУ № 457 и № 473 г. Челябинска в период с 2001 по 2005 гг.
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали невысокий уровень сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к формированию экологической культуры. Было выявлено, что в среднем только около 10 % старших дошкольников обладают высоким уровнем сформированности экологической культуры, а около 35 % детей находятся на низком уровне.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен формирующий этап исследования, разработанный в соответствии с программой опытно-поисковой работы, который предполагал апробацию системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении методики ее эффективной реализации. Результат проведения формирующего этапа работы и анализ деятельности детей в режиссерской игре позволил выявить: сформировавшийся устойчивый интерес к разыгрыванию экологических сюжетов; дети стали более осознанно относиться к природным объектам; реже стало проявляться негативное поведение в природе; деятельность детей характеризовалась выраженной потребностью помогать природе. В целом формирующий этап работы обеспечил формирование основ экологической культуры и культуры экологически оправданного поведения.
Сравнительный анализ нулевого, промежуточного и контрольного срезов показал, что в опытных группах, где реализовывалась система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении разработанной методики большинство детей достигло желаемого уровня сформированности экологической культуры по сравнению с дошкольниками контрольных групп. Необходимо отметить, что в опытной группе (ОГ-3), где апробировалась система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении методики ее эффективной реализации, количество детей, имеющих высокий уровень сформированности экологической культуры, составило значительно больший процент по сравнению с опытными группами (ОГ-2, ОГ-4), где не были соблюдены все вышеперечисленные условия.
На обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что выдвинутые положения гипотезы исследования полностью подтвердились, и поставленные в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования задачи, определяющие личный вклад диссертанта в разработку проблемы, решены, а именно:
1. Выявлена актуальность проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, что обусловлено признанием экологического образования как междисциплинарного во всей системе образования на всех уровнях и для всех возрастов, способная вооружить каждого индивидуума умениями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним.
Проблемы формирования пунктуационных умений младших
школьников в практике современной начальной школы
Обучение детей в младших классах является начальным этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. Из знаков препинания в начальных классах изучаются: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Причем, запятая уп ...
Приёмы активизации познавательной деятельности
младших школьников на уроках математики
В предыдущем параграфе было определено, что уровни развития психических познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления учащихся третьего класса не достаточно высокие. В данном параграфе будут представлены методические рекомендации, способствующие активизации познавательной деятельно ...
Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей
личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.