Числовые данные значений, представленные в таблице, свидетельствуют о позитивных изменениях уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников. На промежуточном срезе зафиксированы положительные результаты проводимой работы.
Во всех опытных группах отмечена положительная динамика уменьшения количества дошкольников с низким уровнем сформированности компонентов экологической культуры и увеличение количества детей с высоким уровнем.
Комплексное рассмотрение полученных данных в опытных группах показывает, что контингент детей, имеющих средний уровень, с одной стороны, пополняется, за счет перехода в данный разряд детей, ранее находившихся на низком уровне, а с другой стороны, часть из них переместилась в группу с высоким уровнем сформированности компонентов экологической культуры.
При этом более существенные изменения произошли в формировании компонента «экологическая деятельность и поведение» (ОГ-3). Данные позволяли судить о действенности сформированных знаний, эффективность их превращения и определенного опыта в регулятор экологически целесообразной деятельности в природе.
Анализируя результаты проведенного наблюдения, эксперты отмечали, что дошкольники проявляли эмоциональную активность в процессе освоения мира природы через режиссерскую игру в ситуациях сотрудничества и успеха. Приобщение детей к совместной эколого-игровой деятельности включало когнитивное, нормативное и практическое направления.
Результаты промежуточного среза позволяют говорить о том, что положительная динамика в опытных группах ОГ-1 и ОГ-3 свидетельствует о преимуществе специально организованного процесса формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством режиссерской игры.
Разработанная на основе системного, культурологического и деятель- ностного подходов, методика формирования основ экологической культуры обеспечивала поэтапное формирование когнитивного, эмоционального и творческо-деятельностного компонентов основ экологической культуры.
При завершении опытно-поисковой работы был проведен контрольный срез уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, результаты которого представлены в таблице 12 и на рисунке 9.
Таблица 12 Оценка уровня сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников (контрольный срез).
группа |
Кол-во детей |
Распределением дошкольников по уровням | |||||
низкий |
средний |
высокий | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | ||
ОГ-1 |
24 |
2 |
8,3 |
10 |
41,7 |
12 |
50,0 |
ОГ-2 |
23 |
4 |
17,4 |
13 |
56,6 |
3 |
26,1 |
ОГ-3 |
22 |
0 |
0 |
10 |
45,4 |
12 |
54,6 |
ОГ-4 |
22 |
3 |
13,7 |
14 |
63,6 |
5 |
22,7 |
Рис. 9 Результаты контрольного среза уровня сформированное™ основ экологической культуры у старших дошкольников (контрольный срез)
Результаты контрольного среза подтвердили наличие положительной динамики сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников во всех опытных группах.
Но в большей степени она проявилась в ОГ-3 по результатам контрольного среза, позитивные изменения в данной группе имеют место по всем критериям сформированности основ экологической культуры, что полностью согласуется с основными положениями нашего исследования и подтверждает правильность выбранного направления организации работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников при внедрении в образовательный процесс системы и методики.
Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с
нарушением слуха в семье
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др. Воспитание р ...
Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века
В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас п ...
Психологический аспект нравственности
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли
, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок сов ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.