В действительности время неудержимо шагает вперед, и с течением времени меняется и действительность. Этот динамичный процесс в деловой игре имитируется, однако обычно время в игре проходит намного быстрее, чем в действительности. Игроки вынуждены подчиняться быстрому ходу времени, и игра становится более серьезной и увлекательной.
Из сказанного становится ясно, что деловые игры можно охарактеризовать как имитацию процессов принятия решений в рамках подразделенного на периоды времени. Так как игроки не всегда могут полностью оценить последствия своих действий, возникает необходимость в конце каждого игрового периода определять и фиксировать результаты действий игроков. На основании зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий. Таким образом, могут возникнуть новые перспективы и альтернативы для действий, которые можно опробовать в последующей фазе игры. В игре различаются область действий игроков и область реакции модели. Игровая модель ограничивается правилами игры, которые сужают диапазон действий игроков. Модель реагирует на действия игроков.
Обобщая, можно отметить, что модели деловых игр, имитирующие процессы принятия решений, состоят из следующих компонентов:
правила игры ограничивают модель в целом, они определяют диапазон действий игроков. Это происходит путем определения формы и объема потока информации между действием и реакцией;
сюда относятся действующие лица, которые играют определенную роль и приводят кругооборот в движение;
имитационная модель может реагировать за счет простых правил и определения реакции, по решению судьи или руководителя игры или же с помощью вычисления на электронной вычислительной машине.
Если исходить из предположения, что деловые игры делятся на несколько периодов и необходимы подготовка к игре и подведение итогов игры (когда мы их проводим на занятиях), то мы получим следующую основную структуру протекания игры.
В фазе подготовки игры учащиеся знакомятся с исходной ситуацией игры, обсуждают содержательные аспекты, основную проблему игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а также с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей.
Так как первая игровая фаза в комплексных деловых играх служит, как правило, прежде всего или даже исключительно для ознакомления с игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводится углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникших при работе с моделью и/или имеющих значение для дальнейшей стратегии проведения игры.
Фаза рефлексии (подведения итогов) может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, первоначально основной упор делается на обсуждение хода и результатов игры. В этой фазе можно проанализировать и причины и следствия поведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а также разработать стратегии поведения в последующей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предположения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью. Кроме того, обычно целесообразно и желательно проводить критическую оценку, а иногда и модификацию модели. Предпосылкой для этого является понимание построения модели учащимися. В зависимости от модели фазы проведения игры и подведения итогов по нескольку раз повторяются.
Темперамент и личность
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние ...
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.