Опираясь на представленную концепцию протекания игры, в следующих двух главах дается описание методических вариантов деловых игр и проводится конкретизация возможностей их применения на уроках.
Гюнтер Эберт, проведший анализ имеющихся на рынке деловых игр, а также сам разработавший ряд деловых игр, классифицирует их по следующим критериям:
объем рамок принятия решений и уровень процесса принятия решений;
отрасль предприятия;
степень свободы в области принятия решений;
взаимозависимость решений;
влияние других групп игроков;
открытость деловой игры;
комплексность модели игры;
подведение итогов игры;
проведение игры.
Из перечня вариантов видно, что каждая конкретная форма деловой игры определяется характерным признаком, а в конструкцию деловой игры может входить несколько признаков. С точки зрения применения игры на занятиях эти признаки дают пользователю важные указания о построении модели, а также о пригодности деловой игры для достижения определенных целей обучения:
Игры, отражающие предприятие в целом |
Участники берут на себя роль руководства предприятия. Решения распространяются на все предприятие. |
Игры, отражающие часть предприятия |
Модель отражает только определенные подразделения предприятия. Игроки берут на себя роль ниже уровня руководства предприятия. |
Общие игры |
Эти деловые игры, как правило, отражают промышленные предприятия средней величины без указания определенной отрасли. |
Специальные игры |
Имитируются специфика и проблемы определенных отраслей, например торгового 1гредприятия, банка и т.д. |
Свободные игры |
Свободные игры являются открытыми относительно конкретного хода событий и/или определенных результатов. Руководитель игры оценивает решения и определяет новые исходные ситуации. |
Жесткие игры |
Игроки имеют в распоряжении только ограниченное количество заданных вариантов решений. Диапазон решений и действий очень ограничен. |
Детерминистские игры |
Результаты зависят только и однозначно от решений игроков. |
Стохастические игры |
Эти модели включают элементы случайности, которые не однозначно зависят от решений игроков. |
Интерактивные игры |
В таких играх выступают несколько предприятий, например, на общем рынке сбыта. На решения и результаты игры оказывают влияние другие игровые группы. |
Неинтерактивные игры |
В игре участвуют параллельно и изолированно друг от друга несколько игровых групп. Решения и результаты отдельных групп не влияют друг на друга. |
Открытые игры |
Участники игры могут устанавливать непосредственный контакт друг с другом. |
Закрытые игры |
Игровые группы изолированы друг от друга. Интерактивность и информация осуществляются исключительно через руководство игры. |
Простые игры |
Модель имеет простую базовую структуру. Объем перерабатываемой информации невелик. |
Комплексные игры |
В каждом периоде игры обрабатывается большой объем отдельных данных. Эффективное проведение игры, как правило, возможно только с помощью компьютера. |
Игры без применения компьютера |
Проведение и подведение итогов игры осуществляются с применением бумаги, карандашей и таких традиционных вспомогательных средств для расчетов, как мини-калькуляторы, счетные линейки и калькуляционные таблицы. |
Игры с применением компьютера |
Модель игры разработана в виде компьютерной программы. Подведение итогов или вычисление результатов проводится с помощью ЭВМ. |
Очные игры |
Участники и руководство игры присутствуют в одном и том же месте. |
Дистанционные деловые игры |
Игроки и руководство отдельных предприятий, участвующих в игре, находятся в различных местах. Процесс обмена информацией осуществляется через письма, телефон или компьютерную сеть. |
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъе ...
Требования к религиозному воспитанию осужденных
Религиозное воспитание осуществляется с целью «образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы; укрепления правопорядка и законности; а также исправления лиц, преступивших Закон Божий и человеческий» [6]. Вместе с тем, при проведении религио ...
Психические особенности развития навыков самоконтроля
у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтрол ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.