Для обыгрывания экологических сюжетов был разработан полифункциональный игровой материал (в соавторстве с воспитателями опытных групп: Л.Л.Попковой, Т.А.Карповой, М.Г.Самойловой и студентами 2 курса факультета дошкольного образования ЧГПУ).
Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества экологических сюжетов: его содержание связано с определенными экологическими макетами («Лес», «Поле», «Зоопарк», «Озеро», «Домашние животные», «Птичий двор»), а структура способствует присвоению детьми более сложного способа структурирования игрового сюжета - сюжетосложения. Следуя логике воображения дошкольника, игровой материал на этом этапе представляет собой «смысловое поле», пространство, на котором дети могут разворачивать игровые события. Развитие режиссерской игры тесно связано с созданием игровой обстановки, что и делает необходимым включение детской продуктивной деятельности в игру.
Психологи и педагоги отмечают, что ребенок намного чувствительнее относится к самодельной игрушке, чем изготовленной ему кем-то.
В. Харузина и Н.Д. Бартрам считают, что самодельная игрушка развивает у детей главнейший двигатель жизни - творчество.
Известный ученый-этнограф С.В.Иванов отмечал, что изготовленные руками детей игрушки приучают детей к труду. Изготовители игрушек- животных, птиц, растений, по мнению С.В.Иванова, развивают в детях интерес к природе.
В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, к ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает воспитатель, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
Процесс изготовления детьми игрушек сопровождается беседой воспитателя с детьми, во время которой каждый ребенок лепил то животное, которое у него хорошо получается. Во время работы воспитатель выяснял отношение ребенка к данной игрушке-объекту природы:
За что это животное нравится?
Какую пользу оно приносит природе?
Где живет?
Чем питается?
Как зовут его детенышей? И т.д.
Многие дети с удовольствием лепили и детенышей животных, приговаривая при этом: «Им вместе будет веселей».
Большинство детей утверждают, что любят животных и растения. При этом отмечается, что любовь и доброе отношение распространяется дошкольниками на внешне привлекательных животных - преимущественно неопасных зверей и их детенышей.
Настя Б.: «Я больше всего люблю котят. Они такие хорошенькие, пушистые, с ними можно играть .»
Карина Г.: «Когда мы ездили с мамой и папой в лес за грибами, я в лесу видел белочку. Она красивая, быстро скакала по веткам».
В отношении к внешне непривлекательным животным дети проявляют неприязнь, небрежное отношение к ним:
Фарит Ф.: «Ящерицатакая противная, брать неприятно .»
Сережа 3.: «А я не люблю лягушек. Они только смешно квакают, а вообще противные и в пупырышках. Моя мама говорила, что если ее потрогать, то на руках будут бородавки».
Подобная избирательность природных объектов вполне естественна для детей и обусловливается их психологическими особенностями: первоначально отношение к природе возникает на рефлекторном уровне, и к объектам, обладающим привлекательными для детей данными, появляется положительное отношение. Объекты природы, обладающие неприятными свойствами, рефлекторно, неосознанно вызывают у ребенка неприязнь.
Понятие и факторы экологического воспитания дошкольников
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизне ...
Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной
работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...
Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая
проблема
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могу ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.